Гражданский контроль государственных закупок

Суды: Установление квалификационных требований в виде кадровых ресурсов в качестве отборочного критерия является неправомерным

Установление квалификационных требований в виде кадровых ресурсов в качестве отборочного критерия является неправомерным, так как наличие или отсутствие сотрудников на этапе участия в закупке по 223-ФЗ не влияет на возможность надлежащего исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры, следует из постановления 9 ААС, поддержанного Верховным Судом.

Заказчик в документации установил требование к участникам конкурса о наличии у них в штате квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, указанным в квалификационных требованиях.

Общество подало заявку на участие в конкурсе. Заказчик отклонил заявку, решив, что общество не соответствует требованиям по наличию в штате требуемых специалистов. Участник обжаловал такое решение в УФАС.

Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, выдал заказчику предписание.

Признавая законными оспариваемые решение и предписание управления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 3, 4 Закона о закупках (223-ФЗ), исходили из того, что установление обществом с учетом предмета закупки квалификационных требований в виде кадровых ресурсов в качестве отборочного критерия в рассматриваемом случае являлось неправомерным, касается наличия или отсутствия сотрудников на этапе участия в закупке.

Суды отметили, что в данном случае участники процедуры закупки, по сути, должны были вступать в договорные отношения со сторонними лицами (при отсутствии в штате собственного персонала с испрашиваемой заказчиком квалификацией и в требуемом количестве) исключительно для того, чтобы подать заявку на участие в закупочной процедуре (без гарантии победы в закупке и последующей необходимости в услугах таких лиц), что, очевидно, являлось для таких участников нецелесообразным и было способно привести к необоснованному ограничению их количества путем отказа таких участников от подачи заявок на участие в соответствующих закупочных процедурах.

При этом обществом не приведено обоснования установления с учетом предмета закупки данного требования к участнику конкурентной процедуры именно на этапе подачи заявок на участие в ней. С учетом этого суды расценили действия заказчика как направленные исключительно на ограничение круга потенциальных участников закупки, но не на выбор наилучшего контрагента по договору.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ:
Определение ВС РФ от 30 сентября 2022 года №305-ЭС22-17165 по делу №А40-81087/2021
Постановление 9 ААС № 09АП-72560/2021 от 07.12.2021 года
Дмитрий Доброштан
Exit mobile version