Гражданский контроль государственных закупок

Судебная практика по строительным госконтрактам: защита бюджета и новые подходы к проверке исполнения обязательств

Недавнее постановление АС Московского округа от 26.08. 2024 года по делу № А40-231753/2023 привлекло внимание участников строительного сектора и бюджетного контроля. В этом решении суд кассационной инстанции отменил решения судов первой и апелляционной инстанций и направил дело на новое рассмотрение, что подчеркивает значимость надлежащего контроля за исполнением госконтрактов и эффективным использованием бюджетных средств.

Суть спора

ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» (ГКУ «УДМС») подало иск против АО «Московская инженерно-строительная компания» (АО «МИСК») с целью уменьшения цены госконтракта на сумму невыполненных работ, а также взыскания необоснованно выплаченных средств и неустоек.

Основные претензии касались двух крупных контрактов на строительство объектов капитального строительства в рамках проекта Южного дублера Кутузовского проспекта. По результатам проверки, проведенной Главным контрольным управлением города Москвы, были выявлены значительные расхождения между оплаченными и фактически выполненными работами.

В частности, ГКУ «УДМС» указало на следующие нарушения:

Общая сумма претензий истца составила более 600 млн рублей, включая уменьшение цены контракта на 458 мл рублей, а также взыскание денежных средств и неустоек.

Решения судов первой и апелляционной инстанций

АС города Москвы и Девятый Арбитражный апелляционный суд отказали в удовлетворении исковых требований. Оба суда указали на то, что истцом не было предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих факт неосновательного обогащения со стороны ответчика. Основной аргумент заключался в том, что отношения между сторонами основывались на действующем договоре, и данный договор не был признан недействительным или незаключенным, что исключает квалификацию действий ответчика как неосновательного обогащения.

Кассационная инстанция: новые подходы

Кассационный суд в своем постановлении отметил несколько важных аспектов:

  1. Неэффективное использование бюджетных средств: Суд подчеркнул, что в ходе проверки Главконтроля Москвы были выявлены факты оплаты невыполненных или выполненных с нарушениями работ. Это указывает на неэффективное использование бюджетных средств, что является вопросом публичного интереса.
  2. Недостаточный анализ доказательств: Суды первой и апелляционной инстанций не провели всесторонний анализ всех доказательств. В частности, не были проверены обстоятельства, касающиеся завышения стоимости работ и несоответствия установленных чугунных цоколей и опор освещения контрактным условиям. Суды не изучили, была ли согласована замена материалов с худшими характеристиками и меньшей стоимостью.
  3. Баланс частных и публичных интересов: Суд указал, что при рассмотрении дел, связанных с государственными контрактами, необходимо учитывать баланс частных и публичных интересов. В данном деле суды нижестоящих инстанций отдали приоритет частным интересам, не рассмотрев в полной мере публичные цели эффективного использования бюджетных средств.
  4. Необходимость назначения экспертизы: Кассационный суд отметил, что в ходе нового рассмотрения дела может потребоваться проведение судебной экспертизы для точного определения объема выполненных работ и их соответствия условиям контракта. Это особенно важно для объективного разрешения спора

Суд пришел к выводу, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, что привело к отмене решений и направлению дела на новое рассмотрение.

Документ: Постановление АС Московского округа от 26 августа 2024 года по делу № А40-231753/2023
Exit mobile version