Гражданский контроль государственных закупок

Спроси ФАС о закупках (09.07.2024)

Редакцией совместно с крупнейшей профессиональной группой закупщиков вКонтакте «44-ФЗ/223-ФЗ ГОСЗАКУПКИ И ТЕНДЕРЫ» запущена рубрика «Спроси ФАС о закупках». Проект отвечает публичной декларации целям и задачам ФАС России на 2024 год по разъяснениям сложных вопросов применения Закона о контрактной системе и Закона о закупках.

Вопрос 1

Куда можно обратиться, чтобы АСО «Общественный контроль» прекратила слать «письма счастья» и обращаться в УФАС. Много трудозатрат уходит на подготовку документов в ФАС. Региональное отделение постоянно пишет запросы на документы. Хотя на форум-выставке «Госзаказ» говорили, что Центральный аппарат ФАС не рассматривает жалобы, если участник в ней не участвовал и его интересы не задеты.

ОТВЕТ:

Если направленное заявителем обращение содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, или сотрудниками территориальных органов ФАС России самостоятельно установлены такие признаки в рамках анализа закупки, указанной в обращении, данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе).

При этом на основании обращения ФАС России о деятельности АСО «Общественный контроль» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области проведена внеплановая документарная проверка. В ходе нее выявлен ряд нарушений, а также вынесено предупреждение об устранении таких нарушений. Впоследствии нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные ассоциацией, устранены только в части адреса (места нахождения).

В настоящее время Управлением Минюста России по Московской области рассматривается вопрос о направлении административного искового заявления о ликвидации ассоциации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вопрос 2

Ситуация: на участие в аукционе по 223-ФЗ с применением Постановления № 925 при закупке радиоэлектронной продукции подано две заявки. Первая – с российским товаром из реестра РЭП, вторая – просто с указанием страны происхождения РФ. В аукционной документации заказчик указал, что при отсутствии номера из реестра РЭП заявка считается иностранной.

Вопрос: в такой ситуации по сути отсутствует заявка с задекларированным иностранным товаром. Есть ли у заказчика основания для неприменения Постановления № 925 (по пп. «в» п. 6. Постановления), так как отсутствует заявка с иностранным товаром? Или заказчик в любом случае оценивает заявку без реестра как иностранную и обязан применить приоритет по Постановлению № 925?

ОТВЕТ:

Вопрос наличия нарушений рассматривается в каждом конкретном случае при поступлении жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вопрос 3

Заказчик закупает МФУ. Код ОКПД2 в плане – графике закупок – 26.20.18.120, код из каталога товаров, работ, услуг – 26.20.18.000-00000069.
ОКПД2 26.20.18.000 входит в п. 172. Приложения 1 Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» – 26.20.18.000 Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием
и передача факсимильных сообщений.

В случае, если данный ОКПД2 входит в Приложение, Заказчик обязан установить требования об условии допуска товаров в соответствии с данным Приказом Минфина.

Однако, в Письме Минфина России от 18 марта 2024 г. № 24-06-09/23917                «О рассмотрении обращения» изложена следующая позиция: так как на основании приказа Росстандарта от 19.01.2023 № 22-ст позиция с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.000 исключена с 01.07.2023 в связи с детализацией группировки 26.20.18, при осуществлении закупки с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.120 (устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений, с функциями безопасности информации, обеспеченными встроенными, в том числе криптографическими, средствами защиты) условия допуска, установленные Приказом № 126н, не применяются.

Дополнительно Департамент отмечает, что в настоящее время Минфином России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий внесение комплексных изменений в указанные Федеральные законы, направленных на оптимизацию применения национального режима при осуществлении закупок.

Также Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент) сообщает, что положениями пунктов 11 8 и 12 5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Анализ существующей практики (ответы специалистов из «Гарант», а также решения УФАС по субъектам) показывает, что устанавливать требования в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все-таки нужно, так как данный ОКПД2 установлен п. 172 Приложения 1 данного Приказа.

Все решения УФАС приняты уже после приказа Росстандарта от 19.01.2023 № 22-ст, в соответствии с которым позиция с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.000 исключена с 01.07.2023 в связи с детализацией группировки 26.20.18., но до письма Минфина России от 18 марта 2024 г. № 24-06-09/23917 «О рассмотрении обращения».

С целью недопущения ошибочного трактования подзаконных актов, ошибочного включения положений данных актов в Извещение о предстоящих закупках МФУ, просим Вас выразить свое мнение по следующему вопросу: чем должны руководствоваться специалисты при осуществлении закупки МФУ: Приказом Минфина № 126 н и УСТАНОВИТЬ условия по данному Приказу (даже если такой ОКПД2 исключен, наименование товара «Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений» осталось в Приказе Минфина 126н без изменений!) или Письмом – разъяснением Минфина и НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ требования по Приказу Минфина № 126н, является ли разъяснение Минфина приоритетным и обязательным для исполнения?

ОТВЕТ:

В приложение № 1 к Приказу № 126н входит код ОКПД 2 26.20.18.000 «Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений».

Вместе с тем, на основании приказа Росстандарта от 19.01.2023 № 22-ст позиция с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.000 исключена с 01.07.2023 в связи с детализацией группировки 26.20.18.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 – 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория

Для обеспечения соответствия кодовых обозначений ОКПД 2 и КПЕС 2008 между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД 2 дополнительных по сравнению с КПЕС 2008 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода.
По аналогии с КПЕС 2008 в ОКПД 2 включены разделы и подразделы
с сохранением их буквенных обозначений.

В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т.е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, 7 – 9 знаки кода имеют значение «0» (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7 – 8 знаки кода имеют значение, отличное от «0» (ноля).

Таким образом, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.120 (устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений, с функциями безопасности информации, обеспеченными встроенными, в том числе криптографическими, средствами защиты) условия допуска, установленные Приказом № 126н, необходимо применять, поскольку код ОКПД 2 – 26.20.18.120 является детализированным по отношению к коду ОКПД 2 – 26.20.18.000.

Вопрос 4

Допускается ли в рамках 44-ФЗ частичная приемка и оплата комплекса выполненных работ в рамках этапа контракта по капитальному ремонту здания и можно ли это условие включить в контракт допсоглашением?

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является Минфин России.

Вопрос 5

Аукцион 44-ФЗ на оказание услуг, закупаем, обновляем, продлеваем лицензии, ПО конкретное российское, без эквивалента, ограничения и запреты не применяем?

ОТВЕТ:

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 установлен перечень случаев, при которых заказчиком устанавливается запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения
о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Кроме того, Постановлением № 1236 предусмотрена возможность заказчика не устанавливать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в случае невозможности соблюдения такого запрета (перечень оснований установлен Постановлением № 1236) и при наличии подготовленного обоснования.

Вопрос 6

На территории Калининградской области единственная организация, которая поверяет приборы, – Калининградский ЦСМ. Отправить в другие регионы приборы не возможно, не пропускает граница. По какому пункту правильно заключать Контракт, по п. 4 ч. 1 ст. 93 или по п. 6? У всех в области разные. Хотелось бы точности.

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Наличие на определенной территории единственной организации, которая обладает возможностью осуществить оказание услуг в соответствии с государственными и муниципальными нуждами, не является однозначным обстоятельством, служащим основанием для заключения контракта в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии соблюдения лимитов объемов закупок, может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного объема закупок и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

При этом с целью недопущения злоупотребления правом при осуществлении закупок в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, выраженном в немотивированном выборе способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ФАС России проводит контрольные мероприятия в каждом конкретном случае на основании представленных материалов.

Exit mobile version