Гражданский контроль государственных закупок

Разъяснение Президиума ФАС России по антимонопольному комплаенсу

ФАС России опубликовала разъяснение Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

В разъяснении шесть разделов:

✔️ «Термины и определения»;

✔️ «Область применения разъяснений»;

✔️ «Общие положения об организации антимонопольного комплаенса»;

✔️ «Стимулы для организации антимонопольного комплаенса»;

✔️ «Порядок установления ФАС России соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства» (наиболее объемный блок);

✔️ «Реализация отдельных полномочий ФАС России».

Документ призван оказать содействие хозсубъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозсубъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой он ведет деятельность, и иные параметры.

Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований ст. 9.1 Закона о защите конкуренции («Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»), не исключает соответствия внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности такой системы.

Особенно подчеркивается, что организация антимонопольного комплаенса – право хозсубъекта, решение о его организации хозсубъект принимает исключительно добровольно.

При организации антимонопольного комплаенса хозсубъекту рекомендуется руководствоваться тремя принципами:

В качестве стимулов для организации хозсубъектом антимонопольного комплаенса названы:

В документе также изложены:

Регулятор подчеркивает, что организация антимонопольного комплаенса не может являться действием, обязательным для исполнения в соответствии с предписанием, выдаваемым ФАС России. Но при рассмотрении ходатайства в рамках госконтроля за экономической концентрацией до принятия ведомством решения лица, подавшие ходатайство, вправе представить информацию о намерении добровольно принять на себя обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об организации системы антимонопольного комплаенса. Исполнение такими лицами указанных обязательств может быть частью предписания ФАС России, выдаваемого по результатам рассмотрения сделки или иного действия.

В заключительной части документа указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) этот хозсубъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в соответствии с согласованными правилами антимонопольного комплаенса.

В то же время отсутствие у хозсубъекта такого внутреннего акта и положительного заключения ФАС России по нему не исключают права хозсубъекта при рассмотрении дела представлять доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства.

Exit mobile version