Гражданский контроль государственных закупок

Может ли контракт на оказание услуг хостинга быть бессрочным?

Казенное учреждение работает по Закону N 44-ФЗ. На сайте компании ООО размещена публичная оферта на оказание услуг хостинга и регистрации доменов. В пункте 5.1 указано, что настоящий договор вступает в силу с момента его акцепта заказчиком и заключен на неопределенный срок. Отдельные договоры не заключаются. Цены на услуги указаны в приложении.

Можно ли произвести оплату по договору публичной оферты на услуги хостинга?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Заказчик, руководствующийся Законом N 44-ФЗ, вправе приобретать услуги хостинга по общему правилу путем проведения конкурентных процедур, а у единственного исполнителя – только на основании подп. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом срок действия контракта, заключаемого казенным учреждением, ограничен сроком действия утвержденных для данного учреждения лимитов бюджетных обязательств и не может быть бессрочным.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок применяют либо конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – контрагент, контрагенты), либо осуществляют закупки у единственного контрагента. По общему правилу закупки у единственного контрагента могут осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, большинство из которых требуют наличия для этого специальных оснований. При этом ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает каких-либо отдельных оснований для закупки услуг хостинга. Отдельное основание предусмотрено только для приобретения услуг в сферах естественных монополий, к которым относятся услуги общедоступной электросвязи, однако услуги, связанные с доступом в сеть Интернет, а тем более – создание и (или) поддержание в этой сети сайта к услугам общедоступной электросвязи не относятся.

Таким образом, закупка услуг хостинга возможна по общему правилу путем проведения конкурентных процедур, а у единственного исполнителя – только по основаниям, не связанным с видом договора или статусом контрагента, то есть в пределах сумм, предусмотренных пп. 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для каждой закупки и всех аналогичных закупок в совокупности.

Напомним, что на основании пп. 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по общему правилу возможно осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, по общему правилу не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб., а на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ – не превышать 5 млн руб. или 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Также отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. В ответе на вопрос 5 письма Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58931 указывается, что заказчик исходя из своих потребностей самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроке действия контракта. Контракт, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов. Так, согласно п. 2 ст. 72п. 5. ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ). В отдельных случаях контракты могут заключаться на сроки, превышающие сроки действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 72 БК РФ, письмо Минфина России от 12.12.2014 N 02-10-09/64499). Однако контракт, о котором идет речь в данном случаем, к названным исключениям не относится и не может быть заключен на неопределенный срок.

Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Exit mobile version