Гражданский контроль государственных закупок

Какой метод обоснования НМЦК должен применить заказчик на выполнение работ по разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта?

Необходимо провести закупку в виде открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта “Система промысловых трубопроводов в рамках объекта: автомобильная дорога”.
Какой метод обоснования НМЦК нужно выбрать: в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр или просто сметный? В проектную документацию по данному объекту будет вкладываться только экспертное заключение обоснования безопасности опасного производственного объекта.

К сожалению, эксперты не могут однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), заказчик обязан определять и обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также – НМЦК), посредством применения методов, указанных в ст. 22 данного закона. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями ст. 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (далее – метод СРЦ) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7-11 указанной статьи (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Учитывая изложенное, использование проектно-сметного метода в целях определения и обоснования НМЦК предусмотрено исключительно в случаях, указанных в частях 99.1 и 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

При этом ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ, согласно которой сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств определенных в указанной норме бюджетов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, а также прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых ежеквартальными письмами Минстроя России. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Соответственно, сметные нормативы в отношении определения стоимости разработки проектной документации не носят обязательного характера даже при условии включения этих нормативов в федеральный реестр.

Из положений ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ следует, что проектно-сметный метод по определению применяется исключительно при наличии проектной документации (п. 6.1 Методических рекомендаций, письмо Минэкономразвития России от 24.02.2016 N Д28и-417), но не для ее подготовки.

Таким образом, применение заказчиком проектно-сметного метода с целью обоснования НМЦК контракта в приведенной в вопросе практической ситуации, на наш взгляд, является неправомерным, поскольку объект закупки не соответствует указанным в частях 99.1 и 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ случаям.

Особо отметим, что согласно ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом”, Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос”, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона N 44-ФЗ.

На основании указанной нормы и в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 11.09.2015 N 964 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)” (с изменениями и дополнениями), Минстроем России утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования (смотрите приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, далее – Приказ 841/пр и Порядок 841/пр соответственно)).

Согласно подп. 1 п. 1 Порядка 841/пр указанный порядок применяется в том числе в отношении работ по подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

Напомним, что Порядок 841/пр дополнен п. 10.1 с 15 октября 2022 г. (смотрите приказ Минстроя России от 14 июня 2022 г. N 484/пр). Однако и до внесения соответствующих изменений в Порядок 841/пр представители Минстроя России придерживались позиции о том, что основным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод (смотрите письмо от 18.03.2020 N 10116-ИФ/09, письмо от 18.03.2020 N 8323-ОГ/09, письмо от 16.03.2020 N 9333-ИФ/09). Данную позицию учитывали и контролирующие органы (смотрите, например, решение УФАС по Ленинградской области от 22.07.2021 N 047/06/54.3-1614/2021).

Однако, по нашему мнению, вышеприведенные положения Порядка N 841/пр противоречат требованиям ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

С учетом сказанного выше полагаем, что при заключении контракта на выполнение упомянутых в вопросе работ заказчик, с учетом требований ст. 22 Закона N 44-ФЗ, по общему правилу для определения НМЦК должен использовать метод сравнения рыночных цен. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 05.06.2020 N 24-01-07/48431, письмо от 01.10.2020 N 24-01-07/86017 (смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2015 N Ф02-122/15).

В дополнение отметим, что, согласно части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в ч. 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

В заключение отметим, что мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что по вопросам применения законодательства о контрактной системе нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же, касающиеся определения и обоснования НМЦК, применения законодательства о градостроительной деятельности, из сферы консультирования исключаются.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира 
Exit mobile version