Гражданский контроль государственных закупок

Какие требования к участнику закупки ФАС сочтет неправомерными по Закону № 223-ФЗ

В помощь заказчику примеры из практики, когда контрольный орган выявил недопустимые требования к участникам закупки по Закону № 223-ФЗ. Если на этапе подачи заявки установите требование о наличии лицензии, ФАС выпишет предписание.

Вопрос 1. Требовать ли документы об опыте поставок ТРУ, МТР, кадровые ресурсы?

На этапе подачи заявки участник может не иметь необходимые материально-технические и кадровые ресурсы. Отсутствие опыта на этом этапе не значит, что участник не сможет исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Участие в закупке не гарантирует победу, поэтому требования МТР и кадровые ресурсы не требуется устанавливать к исполнителю по договору.

Пример


Заказчик в документации установил требование к участникам закупки, изготовителям: «Уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки должен быть не ниже 30 единиц согласно методике расчета, указанной в разделе 3 Документации». В документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам такой закупки (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Комиссия ФАС установила, что требование является неправомерным. Не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору, который заключает по результатам проведения запроса предложений. Не может подтверждать невозможность надлежащего исполнения обязательств по договору. Заказчик нарушил требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Ответственность предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

Вопрос 2. Требовать ли документ о том, что участник — производитель или обладает правом на поставку оборудования?

В заявке участника могут отсутствовать документы, которые подтверждают, что он производитель или обладатель прав на поставку, поскольку это не влияет на возможность надлежащего исполнения обязательств по договору.

Пример


Заказчик разместил извещение на проведение электронного аукциона с НМЦД 259 328 683,99 руб. На участие в аукционе подано две заявки, обе допущены. Из жалобы следует, что заказчик необоснованно в рамках одного лота объединил не связанные между собой товары, а именно программное обеспечение и аппаратное оборудование. А также неправомерно установил требование о представлении документов, которые подтверждают, что участник является производителем либо обладателем права на поставку оборудования.
Комиссия ФАС отметила, что объединение в рамках одного лота технологически и функционально не связанных товаров ведет к укрупнению предмета закупки, путем включения и возложения на поставщиков аппаратного оборудования обязанности по поставке. А также по поиску ПО, с помощью которого оно будет функционировать. Заказчик нарушил пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Ответственность предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Относительно второго довода жалобы комиссия пришла к выводу, что положениями документации возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений третьих лиц. Поставщик может не являться производителем товара и не иметь договорных отношений с производителем. При этом ранее проводить поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки. Отсутствие у участника документов, указанных в Документации, в составе заявки не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору. Заказчик нарушил пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Ответственность предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

Вопрос 3. Требовать ли образцы товара, которые участник предлагает к поставке?

Закон № 223-ФЗ и также ГК не обязывают участника или победителя закупки иметь товар в наличии. Такие требования налагают дополнительную финансовую нагрузку на участника закупки.

Пример


При проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автотранспорта поступила жалоба. Из жалобы следует, что заказчик неправомерно установил требование к участникам предоставить не позднее 5 календарных дней с даты получения проекта договора одобрение типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Комиссия ФАС отметила, что согласно подпункту 22 пункта 12 раздела 3 положения о закупке победитель — участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора. Продавец обязан передать покупателю товар по договору, если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также документы (ст. 456 ГК).
Одобрение типа и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства являются документами, которые подтверждают соответствие. При этом требование обременяет участника закупки заблаговременно произвести или приобрести продукцию и является финансовой нагрузкой на участника. Отсутствие у участника закупки до направления проекта договора указанных сопроводительных документов на поставляемый товар не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору. Заказчик нарушил пункт 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Ответственность предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

Справочно

Ценовые предложения участников приведут к единому базису

В Госдуму внесли проект поправок в Закон № 223-ФЗ. Статью 3 Закона № 223-ФЗ дополнят частью 6.2. В ней закрепят право заказчика устанавливать порядок оценки заявок по ценовому критерию без учета сумм НДС. Заказчик сможет вычесть сумму НДС из цен, которые предлагают участники на общей системе налогообложения.
При этом договор будут заключать по цене, которую предложил участник в заявке.
В статье 4 Закона № 223-ФЗ закрепят, если в закупочной документации не указан порядок применения единого базиса, оценка по ценовому критерию будет проводиться с учетом сумм НДС.

Документ: законопроект № 719907-8

Электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»

Exit mobile version