Гражданский контроль государственных закупок

ФАС: Взгляд на будущее системы госзакупок

12 декабря заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев выступил с лекцией «Совершенствование законодательства о госзакупках и актуальные вопросы правоприменительной практики» на базе Высшей школы тарифного регулирования (РЭУ им. Г.В. Плеханова) (скачать материалы).

Он рассказал о становлении законодательства о госзакупках, переводе торгов в электронный вид, формировании конкурентной среды в сфере закупок, последних принятых поправках и сегодняшних предложениях ФАС России по совершенствованию и упрощению системы госзаказа.

Так, в числе ключевых предложений ФАС:

По мнению ФАС, профессиональные жалобщики – недобросовестные организации или частные лица, которые подают жалобы на госзакупки с целью получения денежных средств за отзыв таких жалоб как от добросовестных участников, так и от заказчиков.

Мнение специалистов: «Это те, кто хотят денег... А как же жалобы из чувства патриотизма??? Жалоба, как основной инструмент показать недостатки в закупках... Ведь об этом нам всегда говорил ФАС...

«Мы предлагаем распространить «согласие», внедренное в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определёнными особенностями и на закупку товаров, что позволит уйти от многостраничных заявок и надуманных причин для отклонения участников. Все такие истории с «ловушками» должны уйти в прошлое», – уточнил он.

Так же ФАС России считает необходимым ввести в нормативное правовое поле электронные магазины, на которых заказчики смогут приобретать товары всего за 1 день.

«Время проведения таких закупок должно исчисляться часами, а не днями или неделями, жалобы на них будут рассматриваться онлайн и занимать не более 6 часов. Только быстрое рассмотрение споров может быть эффективным», – уточнил замглавы ФАС России.

В целях повышения экономической мотивации поставщиков ФАС России предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, формирующийся автоматически на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

Применяться рейтинг будет при допуске компаний к торгам и оценке их заявок, а также для значительного снижения размера обеспечения на контракты у компаний, имеющих высокий рейтинг добросовестной репутации.

Также ведомство предлагает расширить функционал ЕИС с тем, чтобы в будущем все жалобы и вся претензионная переписка велась в единой информационной системе.

 «Мы должны полностью уйти от бумаги, телеграмм, писем. Весь документооборот госзаказа должен быть в ЕИС»,

– подчеркнул он.

Михаил Евраев напомнил, что в ноябре 2019 года ведомство запустило дистанционное рассмотрение жалоб для заказчиков с Дальнего Востока, в конце января 2020 года эта опция будет расширена и для Сибирского федерального округа.

 «В дальнейшем возможность подачи ходатайства на дистанционное участие в рассмотрении жалоб в центральном аппарате ФАС будет распространена и на другие федеральные округа», – уточнил он.

Также ФАС намерена усовершенствовать процедуры одностороннего расторжения контрактов для достижения баланса прав и интересов сторон.

«В 2018 году в 43% случаях заказчики расторгали контракты без оснований для этого. Предприниматели просто боятся приходить на торги, так как если заказчик решит с ним расторгнуть контракт, то компания потеряет и издержки по контракту, и обеспечение по нему», – уточнил он.

Завершая лекцию, он рассказал о последних разъяснениях, выпущенных службой, и работе ведомства в части унификации правоприменительной практики ФАС России.

«Раз в месяц в режиме видео-конференц-связи мы проводим совещание с представителями территориальных управлений ведомства, представителями региональных органов власти и муниципалитетов, число участников достигает 1,5 тысячи человек, где разбираем актуальные вопросы госзаказа. Это важный диалог и мы хотим его проводить на постоянной основе», – заключил он.

 

Exit mobile version