Вчера в ФАС России прошло совещание с территориальными органами в режиме видеоконференции по вопросам контроля в сфере закупок в рамках 223-ФЗ. В совещании приняло участие руководство Управления контроля размещения государственного заказа, Управления контроля государственного оборонного заказа, Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами., также были подключены 84 территориальных управления ФАС России
Открыл совещание заместитель руководителя ФАС России Михаила Евраев, который отметил отсутствие чётких правил проведения торгов в рамках 223-ФЗ. «Допускается изменение условий контракта, отсутствуют требования к составу заявки, к предквалификации участников закупки, к определению победителя и заключению контракта. Также отсутствует возможность проведения внеплановых проверок. Закон о закупках требуется серьезно доработать. То, что мы наблюдаем сейчас, не устраивает никого» – добавил он.
Артём Лобов, начальник Управления контроля размещения госзаказа, представил динамику рассмотрения жалоб ведомством за 2017-2018 годы в рамках 223-ФЗ. Он отметил сокращение количества обоснованных жалоб, в частности он отметил снижение количества жалоб, поступивших в ведомство за этот период: 7621 жалоба в 2017 году и 7149 жалоб в 2018 году соответственно. По его мнению, во многом это было связано с переводом большой части закупочных процедур в закрытую форму.
«Несмотря на изменения законодательства глобальная ситуация с 223-ФЗ, к сожалению, не меняется. Здесь во многих случаях отсутствует конкуренция», – уточнил Артём Лобов.
Это подтверждают статистические данные по применению 223-ФЗ. Так, 52% закупок приходится на иные способы закупки. Причём количество скрытых в них единственных поставщиков приближается к 100%. Количество заявок, поданных на процедурах, составляет всего 1,5 заявки. Что касается экономии, то за 2018 год она составила лишь 4,64% при том, что ежегодные расходы в рамках 223-ФЗ составляют порядка 23-25 трлн. рублей.
Основные системные проблемы, которые приводят к снижению эффективности закупочных процедур:
- бесконтрольное право осуществления закупок у единственного поставщика;
- отсутствие единых требований к участникам закупок;
- отсутствие требований к составу заявок;
- отсутствие единых требований к порядку оценки заявок.
Вероника Трутнева, заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа рассказала о практике рассмотрения жалоб и выявления нарушений в рамках 223-ФЗ.
Касательно самих процедур рассмотрения жалоб, Михаил Евраев отметил, что «как жалобы по 223-ФЗ на сумму свыше 1 млрд. рублей, так и вопросы, связанные с включением компаний в РНП на сумму свыше 1 млрд рублей, должны рассматриваться в центральном аппарате ведомства». Также он заметил, что жалобы должны рассматриваться в течение 7 рабочих дней, а их пересылка должна осуществляться в срок не более 3 рабочих дней в соответствии со статьёй 18.1 135-ФЗ.
Ещё одной из важных нововведений в рамках совершенствования системы закупок станет доработка единой информационной системы (ЕИС) в отношении 223-ФЗ.
«Мы должны полностью перейти на работу в единой информационной системе как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ», – подытожил заместитель руководителя антимонопольного ведомства.