Гражданский контроль государственных закупок

Вправе ли заказчик не использовать КТРУ, чтобы закупить товар, который отвечает его потребностям?

Необходимо закупить шкаф телекоммуникационный. Есть КТРУ 26.30.30.000-00000012. Для потребностей заказчика нужен параметр ширина 600 мм, который попадает в диапазон 500 и менее 1000 мм по КТРУ.
Но если участник укажет в заявке, например, 800 мм, то заказчик будет обязан допустить такую заявку.
Вправе ли заказчик не использовать КТРУ, чтобы закупить товар, который отвечает потребностям заказчика?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В силу п. 14 ч. 3 ст. 4 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) является одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, основной целью создания и ведения которой указано информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Правила формирования и ведения в КТРУ (далее – Правила формирования КТРУ) и Правила использования КТРУ (далее – Правила использования КТРУ) на основании ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее – Постановление N 145).

В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики при осуществлении закупки по общему правилу обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с Правилами формирования КТРУ с указанной в этой позиции даты начала обязательного применения (п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). В частности, заказчик обязан указывать согласно такой позиции следующую информацию:

– наименование товара, работы, услуги (подп. “а” п. 4 Правил использования КТРУ);

– единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (подп. “б” п. 4 Правил использования КТРУ);

– описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подп. “в” п. 4 Правил использования КТРУ).

Согласно п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Согласно подп. “г” п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, сформированное в соответствии с п. 13 этих Правил. Подпунктом “а” п. 13 Правил формирования КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг (смотрите письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-06-07/6697).

Как указано в п. 3 Письма Минфина России от 19.04.2020 N 24-06-07/31336, в случае наличия в КТРУ соответствующей позиции и описания товара, работы, услуги, заказчик при применении позиции каталога, обязан указать в извещении характеристики товара, работы, услуги, включенные в позицию каталога (за исключением характеристик, отмеченных в каталоге, как “необязательные” для применения), в соответствии со значениями, установленными в такой позиции каталога. При этом возможность изменения заказчиком содержащихся в позиции каталога значений характеристик (за исключением выбора из предусмотренных позицией каталога значений), Законом N 44-ФЗ, Правилами использования каталога не предусмотрена.

Согласно позиции контролирующих органов, заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам и даже при наличии соответствующего обоснования заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками (смотрите, например, решение УФАС по Чувашской Республике – Чувашии от 30.12.2021 N 021-06-82.1-1350-2021, решение УФАС по Чеченской Республике от 19.10.2021 N 31-21, решение УФАС по Псковской области от 02.06.2020 N 060/06/64-348/2020).

Однако сказанное не означает, что заказчик обязан применять КТРУ в любом случае, даже когда характеристики товара, указанные в КТРУ, не соответствуют потребностям заказчика.

Как указано в письме Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-05/9326 в случае, если позиция каталога не обеспечивает потребность заказчика в соответствующей услуге, заказчик вправе рассмотреть вопрос о применении п. 7 Правил использования КТРУ. При этом, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Учитывая сказанное, антимонопольные органы зачастую признают правомерным применение заказчиком п. 7 Правил использования КТРУ в случае, если в КТРУ имеется товар, по наименованию совпадающий с необходимым заказчику, но характеристики которого не совпадают с потребностями заказчика (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 17.03.2023 N 44-886/23, решение УФАС по Ульяновской области от 13.05.2022 N 073/06/106-293/2022, решение УФАС по Кировской области от 21.03.2023 N 043/06/106-268/2023, решение УФАС по Республике Коми от 15.03.2023 N 011/06/49-200/2023, решение УФАС по Тульской области от 13.04.2023N 071/06/106-420/2023). При этом само по себе указание конкретного значения обязательной характеристики товара, определенного в КТРУ в диапазоне значений в качестве дополнительной информации, может свидетельствовать об установлении заказчиком противоречивых требований (смотрите, например, решение УФАС по Владимирской области от 10.09.2020 N 033/06/33-837/202).

В данном случае формально, ввиду потребности заказчика в покупке мебели определенного размера, он вправе применить п. 7 Правил использования КТРУ и осуществить закупку, описав объект закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, исходя из своих потребностей, и применив код по ОКПД2 (смотрите, например, решение УФАС по Красноярскому краю от 10.08.2022 N 024/06/105-2079/2022). При этом, в случае необходимости осуществления закупки мебели определенных размеров (габаритов), заказчик вправе заключить контракт не на поставку товаров, а на выполнение работ по изготовлению, поставке, сборке и установке мебели в соответствии с потребностью заказчика без применения характеристик товаров, указанных в КТРУ (см. , например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 21.06.2022 N 44-1832/22) .

Однако, так как в рассматриваемой ситуации соответствующая позиция товара имеется в КТРУ и характеристики, указанные в КТРУ, в основном соответствуют потребности заказчика, мы не исключаем наличие претензий контролирующих органов по поводу факта неиспользования КТРУ (смотрите, к примеру, решение УФАС по Владимирской области от 29.03.2023 N 033/06/33-187/2023, решение УФАС по Пермскому краю от 17.02.2023 N 1950/23, решение УФАС по Тульской области от 01.09.2021 N 071/06/105-773/2021).

В случае возникновения спора по данному вопросу окончательное решение может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств дела (смотрите, к примеру, постановление Восьмого ААС от 26.05.2023 N 08АП-4023/23 по делу N А75-23181/2022, постановление Второго ААС от 14.04.2023 N 02АП-974/23 по делу N А28-5477/2022, постановление АС Уральского округа от 25.04.2023 N Ф09-2233/23 по делу N А60-46689/2022, постановление АС Московского округа от 17.04.2023; Ф05-6966/23 по делу N А40-163457/2022).

К сожалению, судебных решений, прямо соответствующих запросу, в системе Гарант мы не обнаружили.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда
Exit mobile version