Гражданский контроль государственных закупок

Вопрос: поставленный товар не соответствует условиям контракта, что делать ?

Заказчик в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключил контракт на поставку автошин. Товар был доставлен в срок. После заключения контракта сотрудник (механик) попросил поставщика поставить две позиции автошин с улучшенными характеристиками. Поставщик поставил товар. Заказчик заключил дополнительное соглашение с поставщиком только на одну позицию с улучшенными характеристиками. На вторую позицию составили акт о несоответствиях, ее принимать не планируется. Выявленное несоответствие не устранено поставщиком и приводит к уменьшению количества товара более чем на 10%. Форс-мажорных и иных непредвиденных обстоятельств в данной ситуации нет. Поставщик направил письмо о том, что он гарантирует забрать непринятый товар.
Каковы дальнейшие действия в сложившейся ситуации? Нужно ли заказчику заключить соглашение о расторжении контракта по фактически принятому товару? Должен ли заказчик выставить неустойку?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В описанной в вопросе ситуации заказчик должен направить поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке. При этом до возврата поставщику товара, не соответствующего условиям контракта, такой товар нужно принять на ответственное хранение и уведомить об этом поставщика.

В случае утраты заказчиком потребности в части товаров, предусмотренных контрактом, он по взаимному соглашению с поставщиком вправе расторгнуть такой контракт. Между тем при наличии потребности в поставке предусмотренного контрактом товара заказчик вправе требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях. При неисполнении таких обязательств заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Приведенные в вопросе обстоятельства могут свидетельствовать о наличии оснований для начисления пеней за просрочку исполнения обязательства по поставке. Так, если товар будет принят заказчиком за пределами установленного контрактом срока, последний будет обязан выставить поставщику пени за просрочку исполнения обязательства.

Обоснование позиции:

Последствия поставки товара, не соответствующего условиям контракта

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1пп. 88.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Таким образом, Закон N 44-ФЗ устанавливает только некоторые особенности исполнения контрактов.
Согласно ч. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами этого Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 части 2 ГК РФ, применяются иные законы (п. 2 ст. 525 ГК РФ). В соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В свою очередь, согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем; далее также – контрагент) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Каких-либо оговорок о проведении экспертизы в зависимости от вида поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг или от суммы контракта законом не предусмотрено. Следовательно, эта обязанность установлена для всех контрактов.

Требования к процедуре проведения экспертизы, перечень необходимых действий или процедур, которые должны проводиться при проверке (экспертизе), законом не установлены. По смыслу положений п. 1 ч. 1ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474пп. 23 ст. 513пп. 1-3 ст. 720ст. 783 ГК РФ). При этом за приемку, в частности, поставленного товара, несоответствующего условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено контрагентом и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ процедура приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги завершается либо оформлением документа о приемке, который оформляется в порядке и сроки, установленные контрактом (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), либо направлением поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком в письменной форме мотивированного отказа от подписания такого документа.

Таким образом, на наш взгляд, в приведенной в вопросе практической ситуации в случае выявления при приемке несоответствия поставленного товара условиям контракта заказчик должен направить поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Иных требований к порядку фиксации факта поставки товара, не соответствующего условиям контракта, Закон N 44-ФЗ не содержит. Особый порядок может быть установлен контрактом или локальными актами, утвержденными заказчиком.
Напомним, что как за несоставление документов о приемке, так и за ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов, в случае отказа от их подписания, ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Как следует из п. 1 ст. 514 ГК РФ, в случаях, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика (подробнее об этом читайте в материале: Энциклопедия решений. Ответственное хранение товара, не принятого организацией бюджетной сферы). Непринятие заказчиком товаров, не соответствующих условиям договора, на ответственное хранение и необеспечение их сохранности может послужить основанием для взыскания с заказчика убытков (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 18.10.2016 N Ф06-13702/16, постановление АС Северо-Западного округа от 27.06.2018 N Ф07-6603/18, постановление Восемнадцатого ААС от 25.12.2017 N 18АП-14244/17. Таким образом, в приведенной в вопросе практической ситуации заказчику следует взять непринятый товар на ответственное хранение и уведомить об этом поставщика.

Заключение соглашения о расторжении контракта и начисление неустоек (пеней)

В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и статьей 95 указанного закона. При этом ч. 1 ст. 95 предусматривает возможность единовременного изменения по соглашению сторон объема исполнения и цены по заключенному сторонами контракту (без дополнительных оснований) только в пределах десяти процентов (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Исключением является п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который позволяет изменять любые условия контракта, заключенного с единственным контрагентом в соответствии с пп. 18222329323451 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает, что контракт должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит. При этом в ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено право на расторжение контракта по соглашению сторон. Каких-либо специальных оснований для этого не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение контракта.

Таким образом, по нашему мнению, в случае утраты заказчиком при исполнении контракта потребности в части товаров, предусмотренных контрактом, последний по взаимному соглашению с поставщиком вправе расторгнуть такой контракт, оплатив лишь фактически поставленное количество товаров (подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, предусматривающего твердую цену, не в полном объеме). Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, от 11.02.2020 N 24-03-08/9180, от 13.08.2020 N 24-03-08/71032, от 17.07.2020 N 24-03-06/62549, от 03.06.2020 N 24-03-08/47322, от 07.05.2020 N 24-03-08/36964.

Однако заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта и при наличии потребности в поставке предусмотренного контрактом товара вправе требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях. При неисполнении таких обязательств заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 и ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

При этом заказчик не утрачивает права на взыскание с поставщика суммы неустойки за допущенную последним в период действия контракта просрочку исполнения. Это связано с тем, что договор и возникшие из него обязательства, включая обязательства по выплате санкций за ненадлежащее исполнение договора, в соответствии с п. 3 ст. 453 ГК РФ прекращаются лишь на будущее время (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104), а окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, допущенное до момента расторжения этого договора (п. 4 ст. 425 ГК РФ, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35, постановление АС Северо-Западного округа от 14.07.2017 N Ф07-6530/17 по делу N А26-8203/2016, постановление АС Московского округа от 28.06.2017 N Ф05-7428/17 по делу N А40-198803/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 N 09АП-48939/14, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 12АП-6242/14).

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что в случае нарушения контрагентом обязательств по контракту заказчик обязан потребовать от него уплаты неустойки (штрафа, пеней). При этом контрагент освобождается от ответственности лишь в том случае, если он докажет, что нарушение обязательства имело место вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В частности, приведенные в вопросе обстоятельства могут свидетельствовать о наличии оснований для начисления пеней за просрочку исполнения обязательства по поставке. Поскольку поставщиком поставлен ненадлежащий товар и заказчиком он не принят. Следовательно, если товар будет принят заказчиком за пределами срока, он будет обязан выставить поставщику пени за просрочку исполнения обязательства. При этом пени должны начисляться до момента расторжения контракта (смотрите п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 по делу N А33-28174/2015).

К сведению:

В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции от 08.03.2022) Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Следовательно, впоследствии, при соблюдении установленных Правилами условий и порядка, заказчик может списать начисленные и не оплаченные контрагентом неустойки (штрафы, пени) при наличии соответствующих оснований.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира
Exit mobile version