Гражданский контроль государственных закупок

Вопрос: Об указании в заявке показателя в пределах диапазона

При рассмотрении заявок, поданных для участия в электронном аукционе (Закон N 44-ФЗ), участник указал характеристики товара следующим образом: “min 1 мм, max 5 мм”. В техническом задании указаны требования к поставляемому товару “min 1, max 5 мм”. Является ли такая заявка соответствующей установленным документацией требованиям?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если в извещении об осуществлении закупки отсутствует требование об указании в заявке конкретного показателя в пределах диапазона, определенного в извещении, отклонение заявки на том основании, что соответствующая характеристика товара определена в ней диапазоном значений, может быть признано неправомерным.

Обоснование позиции:

В извещение о проведении электронного аукциона включается в том числе описание объекта закупки (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Эти требования должны применяться в неразрывной связи с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В свою очередь, заявка на участие в закупке должна содержать, в частности, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (подп. “а” п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). При этом, в отличие от редакции Закона N 44-ФЗ, действовавшей до 1 января 2022 года (смотрите подп. “б” п. 2 ч. 3 ст. 66 этой редакции), нынешняя редакция указанного закона не предусматривает требования о необходимости указания в заявке конкретных показателей и характеристик предлагаемого к поставке товара в пределах диапазона значений, определенного в извещении.

Следовательно, отклонение заявки на том основании, что та или иная характеристика товара определена в ней путем указания на диапазон значений, возможно, если в извещении указано на то, что соответствующая характеристика товара должна определяться в заявке путем указания конкретного показателя (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 августа 2022 г. N 052/06/105-2337/2022). В отсутствие в извещении такого требования формальных оснований для отклонения заявки в связи с тем, что соответствующий показатель товара определен в заявке диапазоном значений, не имеется. В этом случае отклонение заявки по указанному основанию может быть признано неправомерным (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 31.03.2015 N 09АП-6400/15, а также косвенно подтверждающие наш подход решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 1 августа 2022 г. N 008/06/48-98/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 14 июля 2022 г. N 008/06/48-97/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2022 г. N 44-1535/22, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28 июня 2022 г. N 025/06/49-556/2022).

К сведению:

Может возникнуть вопрос о правомерности установления заказчиком требований об определении тех или иных показателей в заявке на участие в закупке точными показателями или диапазоном значений. Мы полагаем, что данный вопрос не может иметь общего ответа, и в случае возникновения такого спора окончательно разрешить его может только суд, исходя из конкретных обстоятельств дела. С одной стороны, определение тех или иных показателей каким-либо диапазоном или, напротив, точным значением может приводить к тому, что требованиям описания объекта закупки сможет соответствовать только один товар. Это, безусловно, противоречит общим принципам закупки. С другой стороны, показатели характеристик товара устанавливаются заказчиком исходя из его фактически сложившихся потребностей. Для определения правомерности требований к определению значений характеристик товара суд может опираться на результаты технической экспертизы, информацию от производителей товара и другие доказательства. В частности, могут приниматься в расчет требования технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, которые должны применяться при описании объекта закупки в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Тринадцатого ААС от 03.10.2014 N 13АП-17939/14), хотя, исходя из потребностей заказчика, требования к товару, содержащиеся в описании объекта закупки, могут быть и строже, чем требования стандартов (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 14.04.2015 N Ф09-1427/15, Шестнадцатого ААС от 06.05.2015 N 16АП-756/15).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

 

Exit mobile version