Гражданский контроль государственных закупок

В Закон № 223-ФЗ могут внести поправки, позволяющие изменять существенные условия договора

Предлагается дополнить ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) положением, предусматривающим возможность изменения по соглашению сторон существенных условий договора, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения договора. Для этого необходимо, чтобы договор был заключен до 1 января 2023 года на срок не менее одного года. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 16 июня 2022 года.

К обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения договора, планируется отнести в том числе изменение показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги более чем на 20%. Проектом предусмотрено, что само изменение цены договора допускается не более чем на 30% от первоначальной цены договора при подтверждении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) изменения показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заключения, выданного экспертной организацией. При этом изменение цены договора допускается однократно в течение каждого года срока действия договора и не ранее, чем через три месяца с момента его заключения.

В случае отказа заказчика от подписания соглашения об изменении существенных условий договора, договор может быть расторгнут поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в одностороннем порядке путем направления заказчику уведомления о расторжении договора. Вместе с тем планируется установить, что расторжение договора в данном случае не является основанием для внесения поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что Закон № 223-Ф3 не содержит положения, позволяющие изменять цену действующего договора. Отсутствие подобной возможности привело к тому, что поставщики, (исполнители, подрядчики), заключившие долгосрочные договоры, оказались в сложной финансовой ситуации – практически на грани разорения. Авторы инициативы также отмечают, что ст. 451 Гражданского кодекса предусматривается порядок изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, однако в судебной практике сложилась тенденция крайне осторожного применения данной нормы по искам предпринимателей в ситуации, когда они пытаются обосновать свой иск экономическими проблемами, финансовыми кризисами, инфляцией или девальвацией рубля. В большинстве случаев суды отказывали в таких исках со ссылкой именно на то, что соответствующие макроэкономические риски стороны договора вполне могли предвидеть при заключении договора. В результате образовался ряд подходов к определенным обстоятельствам, при которых рассматриваемая ст. 451 ГК РФ неприменима. Разработчики законопроекта приводят следующие примеры:

Инициатива подготовлена в целях поддержки поставщиков (исполнителей, подрядчиков), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в связи со значительным ростом стоимости сырья в 2021-2022 годах.

Документ: Законопроект № 145001-8
Дарья Федорова
Exit mobile version