Гражданский контроль государственных закупок

В аналитическом центре при Правительстве РФ обсудили ключевые показатели эффективности (КПЭ) закупок

Доля неконкурентных закупок, уровень конкуренции за лот, жалобы в ФАС или сроки проведения закупочной процедуры – о КПЭ для закупочных подразделений на 3-м заседании Дискуссионного клуба закупщиков рассказал начальник Управления конкурентной политики и методологии закупок АЦ Павел Тихомиров. Эффективность закупок можно и нужно измерять, отметил докладчик.

Эффективность работы закупочных подразделений отражается не только на составе и уровне затрат компании, но и на ее репутации. А если речь идет о субъектах закона №223-ФЗ, то соответствие выстроенных в компании закупочных процедур ожиданиям регуляторов в значительной степени влияет на принятие управленческих решений о необходимости корректировки закупочного законодательства.

Для оценки деятельности закупочных подразделений устанавливаются ключевые показатели эффективности (КПЭ). Критерий экономической эффективности здесь не применим, тем не менее большинство наблюдаемых показателей явно влияют на состав и уровень затрат компании, отметил эксперт.

«Например, показатель доли неконкурентных закупок отражает сегмент договоров, при заключении которых не использовались преимущества рыночной экономики, призванной сдерживать объективный уровень цен за счет конкурентной борьбы, – рассказал Тихомиров. – Если этот показатель отслеживается государственными контрольными органами или государством как собственником, а в компании его уровень выше среднего по стране, то при условии отсутствия объективных причин задача снижения доли неконкурентных закупок может быть включена в показатели КПЭ закупочного подразделения».

Еще один возможный показатель – уровень конкуренции за лот или среднее число поданных / допущенных заявок, отметил эксперт.

«Данный показатель отражает государственную политику по развитию конкуренции, а с точки зрения компании косвенно подсвечивает недополученную экономию, – пояснил он. – Низкий показатель конкуренции может быть следствием и ограниченности рынка, и возможных злоупотреблений заказчика, и даже картельного сговора». Если руководство компании считает данные показатели важными и негативно влияющими на экономические результаты предприятия, то показатель уровня конкуренции может появиться в КПЭ закупочного подразделения.

Доля обоснованных жалоб в ФАС также может стать КПЭ для закупочного подразделения.

Этот показатель не связан с экономическими характеристиками, но очень важен с репутационной точки зрения, уверен Тихомиров. По наличию высокой доли обоснованных жалоб можно судить о качестве системы закупок, квалификации сотрудников и отношении руководства к этому факту.

Нельзя не учитывать и негативное влияние обоснованных жалоб на сроки и даже результаты проведения закупки, отметил эксперт. Он привел данные отчета Минфина о мониторинге закона 223-ФЗ за 2020 год, где отмечается, что ФАС рассмотрела 12,9 тысяч жалоб и признала обоснованными 35%, а по 44-ФЗ доля обоснованных жалоб составила 30%.

Еще ряд показателей эффективности в явном виде не отслеживаются государственными органами, но напрямую влияют на внутреннюю эффективность деятельности предприятия и обеспечение производственных задач, считает Тихомиров.

«Есть примеры, когда у крупных заказчиков сроки проведения одной процедуры с учетом всех запросов, переносов, продлений, жалоб и рассмотрений длились больше 9 месяцев. Если такая вялотекущая работа становится частой практикой, то появление среди КПЭ показателя снижения сроков протекания закупочных процессов становится логичным ответом руководства на сложившуюся ситуацию».

 

Exit mobile version