В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Продлили ряд послаблений в госзакупках
Изменили сроки действия антикризисных мер о праве заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Ввели новое основание для корректировки контрактов с едпоставщиком. Закон опубликовали 4 ноября, большинство новшеств вступило в силу с этой же даты. Подробнее в обзоре КонсультантПлюс.
Документ: Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ
Смотрим
https://gkgz.ru/prodlili-ryad-poslablenij-v-goszakupkah/
2.Корпоративные информационные системы в сфере закупок подлежат регистрации в ЕИС
11 ноября текущего года вступает в силу новая редакция Порядка регистрации в ЕИС, утвержденного приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н, в соответствии с которой определен порядок регистрации в ЕИС корпоративных информационных систем в сфере закупок, указанных ч. 22 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в том числе перечень информации и документов, представляемых для регистрации указанных систем.
Документ: Приказ Казначейства России от 12 сентября 2022 г. N 25н
https://gkgz.ru/korporativnye-informatsionnye-sistemy-v-sfere-zakupok-podlezhat-registratsii-v-eis/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин расширяет эксперимент по участию белорусских банков в сфере госзакупок РФ
Документ: Проект поступления Правительства РФ ПП РФ “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2022 г. № 1238” ID проекта 01/01/10-22/00132723
2.Минфин рассказал о нюансах размещения на сайте заказчика информации, подлежащей размещению в ЕИС согласно Закону N 223-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 7 октября 2022 г. N 24-07-07/96855
3.Утверждена Методика определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве
Документ: Приказ Минстроя России от 01.07.2022 № 534/пр
4.Подготовлен проект типовых условий контрактов на выполнение строительных работ
Документ: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов ID 01/01/11-22/00132830
https://gkgz.ru/podgotovlen-proekt-tipovyh-uslovij-kontraktov-na-vypolnenie-stroitelnyh-rabot/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.ВС РФ разрешил взыскать с контрагента и неустойку, и штраф
В споре о частично исполненном госконтракте ВС РФ разобрался в возможности одновременного взыскания пеней и штрафа в качестве неустойки.
Дело № А40-104831/2021
https://gkgz.ru/vs-rf-razreshil-vzyskat-s-kontragenta-i-neustojku-i-shtraf/
2.УФАС: нельзя требовать от участников госзакупки заполнять таблицы о квалификации для оценки опыта
Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 04.10.2022 по делу N 44-3480/22
3.Суды: приемка несогласованных допработ без возражений не повод взыскивать их оплату с госзаказчика
Документ: Определение ВС РФ от 20.10.2022 N 303-ЭС22-20257
4.Суды: В итоговом протоколе должны быть четкие и недвусмысленные обоснования принятого решения о начислении конкретных баллов участникам закупки
Отсутствие в итоговом протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого решения о начислении конкретных баллов участникам закупки, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Само по себе наличие того или иного порядка в Положении о закупках не может служить основанием для отступления от основных принципов закупочной деятельности, поскольку Положение о закупке не является единственным правовым актом, регламентирующим правила закупки, и, кроме того, не может противоречить действующему законодательству о закупках.
Право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях, следует из постановления АС Поволжского округа, поддержанного Верховным Судом.
Документ: Определение ВС РФ от 28.10.2022 года № 306-ЭС22-19333 по делу А65-11483/2020,
Постановление АС Поволжского округа от 28 июня 2022 года № Ф06-20051/2022
5.Неосторожные недобросовестные непоставщики (РНП)
Два примечательных дела рассмотрел недавно арбитражный суд Московского округа.
Документ: Постановление АС Московского округа 01 ноября 2022 года по делу № А40-24064/22
Документ: Постановление АС Московского округа от 25.10.2022 по дело № А40-34647/2022
https://gkgz.ru/neostorozhnye-nedobrosovestnye-nepostavshhiki/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Закупаются работы по капитальному ремонту в рамках 44-ФЗ. В рамках работ по капитальному ремонту здания будут устанавливаться сплит-системы. Они будут приниматься к бухгалтерскому учету, но при этом составление отдельного документа о приемке в их отношении не планируется. Являются ли в таком случае эти системы «поставляемым товаром» с учетом разъяснений ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-o-postavlyaemom-tovare/
2.Можно ли расторгнуть контракт на строительный контроль из-за расторжения контракта строительного подряда?
Заключен контракт строительного контроля по Закону N 44-ФЗ.
Условиями контракта предусмотрено:
- Исполнитель оказывает услуги по ведению строительного контроля при проведении работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: “…”, в соответствии с техзаданием.
- Цена является твердой и определяется на весь период ведения строительного контроля.
- Срок оказания услуги – с момента заключения контракта до полного исполнения обязательств сторон по контракту (на капитальный ремонт, указаны номер и реквизиты контракта).
Во время исполнения контракта заказчиком в одностороннем порядке расторгнут контракт на капитальный ремонт.
Как в данной ситуации расторгается контракт на строительный контроль? Как производить оплату по контракту на строительный контроль: пропорционально, или нужно выплатить всю сумму по контракту? Какова практика по таким ситуациям? Есть ли разъяснения компетентных органов?
К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
3.Можно ли при закупке лекарственных препаратов и медицинских изделий требовать от участников закупки предоставления исключительно КОПИЙ регистрационных удостоверений (далее — РУ)? Или же участники закупки вправе ограничиться указанием в заявке указанием РЕКВИЗИТОВ таких удостоверений? Знаем, что, согласно письму, ФАС России от 23.10.2014 № АД/43043/14 отклонение заявки за непредставление копии РУ при наличии его реквизитов расценивается как ограничение конкуренции. Но какая практика складывается в настоящее время?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-o-predostavlenii-uchastnikom-zakupki-kopij-registratsionnyh-udostoverenij/
4.Является ли достаточным основанием для признания в качестве нарушения юридическими лицами пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” совпадение первых чисел IP-адресов (что указывает на использование при участии в торгах единой технологической инфраструктуры для доступа в ИТС “Интернет”) при подаче ценовых предложений на торгах? Речь идет о подаче заявок при проведении аукциона в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Как квалифицировать действия участников в качестве сговора с целью поддержания цены на торгах?
ОТВЕТ
5.Можно ли установить в техническом задании на поставку лодочных моторов требование о наличии сервисного центра в определенном регионе (например, Красноярском крае)? Не будет ли это расцениваться как ограничение конкуренции?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-o-trebovaniyah-servisnogo-obsluzhivaniya-k-postavlyaemomu-po-zakupke-tovaru/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 24.10.2022 по 30.10.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию