Гражданский контроль государственных закупок

Санкции настигли российский рынок межкорпоративной электронной торговли на взлете. Рейтинг ЭТП

По итогам 2021 года рынок не только отыграл падение «ковидного» 2020 года, но и вышел на траекторию стабильного роста. Созданная за последние 10 лет развитая инфраструктура электронной торговли и глубокая цифровизация корпоративных закупок в России окажет в ближайшем будущем существенную поддержку отечественной экономике в целом.

Электронный рынок B2B безболезненно пережил спад, связанный с пандемией. По итогам 2020 года средние объемы в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков снизились всего на 5,6% к уровню предыдущего года. Это падение было отыграно уже в первом полугодии 2021 года, а к концу года рынок вышел на траекторию стабильного роста: по оценкам операторов ЭТП, по итогам 12 месяцев динамика объемов рынка составила 20–25%.

Ключевой фактор органического роста рынка – рост проникновения услуг ЭТП в незанятые сегменты межкорпоративной торговли, а также увеличение интенсивности применения электронных закупок заказчиками. Рост проникновения услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших компаний был обеспечен в основном заказчиками из негосударственного сектора, поскольку в регулируемом сегменте рынок уже давно достиг насыщения. Доля негосударственных компаний, использующих электронные закупки, в 2021 году выросла на 8 пп., до 88%. При этом доля респондентов, проводящих на ЭТП более 80% своих закупок, превысила 78%.

Оборот электронного рынка в сегменте нерегламентированных закупок малого объема компаний-субъектов регулирования 223-ФЗ растет опережающими темпами.

По итогам первого полугодия 2021 года средние объемы таких закупок выросли на 15,6%. Доля малых закупок в общем объеме закупок опрошенных заказчиков за год удвоилась, однако до сих пор не превышает 1%. Тем не менее, этот сегмент рынка для операторов ЭТП остается одним из наиболее перспективных, как с точки зрения потенциала роста, так и с точки зрения развития принципиально новых сервисов. 2021 год закрепил достижения «ковидного» 2020 года с точки зрения развития конкурентной среды на российском межкорпоративном электронном рынке. Среднее количество участников электронных закупок среди опрошенных компаний в 2021 году по сравнению с предыдущим годом незначительно выросло – с 4,7 до 4,8.

Также незначительную позитивную динамику демонстрировали средние оценки респондентами отдельных аспектов качества услуг ЭТП, непосредственно характеризующих уровень конкуренции в закупочных процедурах и эффективность проводимых электронных закупок. Мониторинг контрагентов и проводимых закупок, автоматизация и цифровизация закупочных процедур и прямых закупок, аналитическое сопровождение закупок и подготовка отчетности, закупочный маркетинг. Именно в этих областях, по мнению операторов, ЭТП могут наиболее эффективно способствовать цифровой трансформации закупочной деятельности своих крупнейших корпоративных клиентов.

Цифровизация торгов имуществом компаний находится на начальной стадии, и в этом сегменте сохраняется значительный потенциал для роста и развития новых сервисов ЭТП. Электронные торги имуществом компаний по состоянию на конец 2021 года составляли не более 8% совокупного оборота торгов, проводимых на крупнейших ЭТП, а выручка от предоставления услуг по проведению такого рода торгов в среднем не превышала 4% их совокупной выручки. При этом в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года средние объемы проведенных опрошенными компаниями торгов имуществом выросли на 36%.

Ниже на странице размещён основной рейтинг лучших ЭТП по удовлетворённости корпоративных заказчиков качеством их услуг. Помимо него, в этом году агентство впервые подготовило рейтинг ЭТП по уровню в сегменте проведения закупок малого объёма.

Лучшие ЭТП по уровню удовлетворённости корпоративных заказчиков качеством их услуг в сегменте проведения закупок малого объёма

 

Место в рэнкинге ЭТП Итоговый балл Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП (шкала от 1 до 10) Доля в общей численности оценок, % (Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт взаимодействия в рамках проведения закупочных процедур в качестве заказчика)
1 ООО «ЭТП ГПБ» 1,95 9,8 20
2 АО «ТЭК-Торг» 1,88 9,8 19,3
3 АО Единая электронная торговая площадка (ЭТП «РОСЭЛТОРГ») 1,14 8,8 12,6
4 ООО «Бидзаар» (Bidzaar.com) 0,83 9,6 8,1
5 АО «Центр развития экономики» (Центр электронных торгов B2B-Center) 0,77 9,6 5,9
6 АО «Сбербанк АСТ» (Сбер А) 0,76 8,4 8,9
7 Группа компаний Фабрикант (ЭТП «НЭП-Фабрикант») 0,5 8,3 5,2
8 ЭТП ONLINECONTRACT 0,49 9,7 5,2
9 АО «OTC» 0,34 8,6 4,4
10 OOO «РТС-тендер» 0,34 8,4 4,4
11 АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (ЭТП ZakazRF) 0,2 6,5 3
Exit mobile version