Гражданский контроль государственных закупок

Работа ЕИС в 2022 году: итоги и новые задачи

Ключевой функционал Единой информационной системы для выполнения актуальных задач госзакупок

Единая информационная система в сфере закупок — самый крупный и востребованный на сегодняшний день ресурс для заказчиков, поставщиков и представителей органов контроля. Ключевая ее особенность заключается в том, что вся информация о закупках публикуется в открытом доступе, повышая тем самым прозрачность всей системы госзакупок.

Официальным оператором ЕИС сегодня остается Федеральное казначейство. В его функции входит осуществление Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, а также внедрение необходимого функционала для поддержания работы текущих задач. О ключевом функционале ЕИС, над которым Казначейство работало последний год, рассказала замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.

Квотирование

Одна из своевременных и насущных задач ЕИС начиная с 2021 г. – возможность в режиме реального времени отслеживать соблюдение квот. Прошлый год запомнился участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ введением обязательного квотирования товаров отечественного производства. В связи с этим система госзакупок также была доработана под текущие задачи — внедрены цифровые процессы, позволяющие заключать контракты с указанием обязательной доли российского товара и формировать соответствующую отчетность. Отмечается, что на данный момент в ЕИС размещено почти 100% отчетов по квотированию за первый отчетный период.

По результатам мониторинга, по состоянию на 1 апреля 2022 г. отчет по применению квот, установленных в рамках Постановлений Правительства № 2013 и № 2014, разместили 98,65% заказчиков, работающих по 44-ФЗ и 91% заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Согласно данным отчетам, за прошлый год квоты соблюдены более, чем на половину установленного значения по всем позициям. В частности, по Закону № 44-ФЗ квотирование достигнуто на 51,5% — это 51 товарная позиция из 99 закрепленных. По Закону № 223-ФЗ квоту выполнена на 55,4% — это 139 позиций из 251 закрепленной. Всего в 2021 г. закуплено товаров российского происхождения на сумму 1,6 трлн руб. по Закону № 44-ФЗ и 8,3 трлн руб. по Закону № 223-ФЗ. В процентном соотношении это составляет 61,7% и 88,2% соответственно (против запланированных 2,7 трлн руб. по 44-ФЗ и 9,4 трлн руб. по 223-ФЗ).

В 2021 г. закуплено товаров российского происхождения на сумму 1,6 трлн руб. по Закону № 44-ФЗ и 8,3 трлн руб. по Закону № 223-ФЗ.

В целом, по оценке Казначейства, независимо от того, были ли установлены квоты и применялись ли к закупкам условия национального режима, заказчики целенаправленно старались отдавать предпочтение товарам отечественного происхождения. Главные позиции, по которым заказчикам не удалось достигнуть установленной нормы квотирования по 44-ФЗ в той или иной степени касается медицинских изделий, а именно оборудования. Немного иная картина сложилась по 223-ФЗ — здесь лидирует электроника.

Цифровой документооборот

С 1 января 2022 г. состоялся запуск цифрового документооборота исполнения и приемки контрактов по 44-ФЗ. Преимущества такого решения:

  • уход от сканов — актов выполненных работ
  • структурирование информации
  • формирование счетов-фактур непосредственно в ЕИС
  • отсутствие возможности сформировать акт приемки задним числом
  • полный контроль за подписью документа

Долгое время этап осуществления исполнения контракта оставался в тени и не регулировалась Законом № 44-ФЗ. Цифровой документооборот призван повысить прозрачность отношений между заказчиком и поставщиком именно на этом, самом сложном этапе госзакупок.

Все счета-фактуры по контрактам формируются сегодня исключительно в ЕИС. Для осуществления всех процессов электронной приемки, Федеральное Казначейство получило статус оператора ЭДО ФНС, поэтому все документы, сформированные в Единой информационной системе в сфере госзакупок признаются абсолютно легитимным документооборотом для предприятий заказчиков. Дублировать акты и счета на бумаге не нужно, более того, — такое дублирование уже не является юридически значимым документооборотом.

С начала года сумма цифровых актов-приемки составила 1,5 трлн руб.

Авто-платеж для бюджетных платежей

С 1 января 2022 г. все силовые ведомства переведены с бумажных отношений в ГИС ЕИС.

Одна из ключевых задач, над которой сегодня работает Казначейство — развитие Единой информационной системы в сфере госзакупок не только как систему торгов и контрактации, но и как единую платформу бюджетных платежей. Сегодня срок оплаты предприятием составляет 30 дней, главная цель — сократить его до 7-ми дней. По большому счету, разрабатывается авто-платеж. Для бюджетной системы это решение станет настоящей революцией.

ГИС «Независимый регистратор»

ГИС ЕИС и ГИС «Независимый регистратор» — цифровая экосистема, обеспечивающая информационную безопасность закупок. Благодаря этому система закупок и платежей остается устойчивой.

ГИС «Независимый регистратор» осуществляет контрольную функцию над электронными площадками, предотвращает случаи компрометации данных, подтверждает валидность всех проходящих на ЭТП торговых операций. Это специальный плагин, который записывает абсолютно все, что происходит на компьютере участника закупки. Работает по аналогии с автомобильным видеорегистратором и, соответственно, его данные могут использоваться в качестве доказательств при обжаловании процесса закупки в контрольном органе.

ВАЖНО: скриншоты с экрана компьютера ФАС не рассматривает в качестве доказательств, а вот записи «Независимого регистратора», наоборот, считаются официальными и принимаются к рассмотрению в ходе изучения дела.

Пользоваться ГИС «Независимый регистратор» могут все, достаточно зайти на сайт ЕИС и скачать эту программу на свой компьютер.

Модуль «Риск-мониторинг»

4 апреля 2022 г. в ГИС ЕИС запущен модуль для контрольных надзорных органов. Специальный модуль «Риск-мониторинг» рассчитан на то, чтобы выстраивать антирейтинг заказчиков и поставщиков, на основании которого контроллеры могли бы проверять не только тех, кто совершил нарушение, но и тех, кто имеет высокий потенциал совершения нарушения. Таким образом плановые и внеплановые проверки в будущем должны стать более точечными и целенаправленными — другими словами, приходить будут не ко всем, а только к тем, кто находится в шаге от нарушения.

Алгоритм действия модуля «Риск-мониторинг» следующий: формируются порядка ста признаков нарушений, их комбинации, формируется мультипликатор неэффективности участника закупки в целом, где рассматриваются такие критерии, как количество несостоявшихся контрактов, просрочек по оплате, связанных закупок с конкретными лицами, учитывается эффект базы, число контрактаций и объемы закупок. Данный модуль был презентован на стенде Федерального Казначейства в рамках Форума-выставки «Госзаказ» и наглядно демонтировал, как отслеживаются списки нарушителей как фактических, так и потенциальных.

Формула расчета антирейтинга

Рейтинг Заказчика = Рейтинг Закупки1 + Рейтинг Закупки2 + Рейтинг ЗакупкиN

Рейтинг Закупки = ∑ ((1+2) * (3+4)) * 5 * 6

где

[ [      1

+

        2      ]

х

[        1  

+

        2   ] ]  

х

5

 

х

6

Признаки нарушений

Риски
нарушений

Комбинации сценариев

Цена контракта

Мультипликатор неэффективности заказчика

Мультипликатор неэффективности поставщика

Приоритеты ЕИС меняются в сторону обеспечения полной безопасности системы торгов, заключения контрактов, приемки по контракту и получения платежей. Все цифровые системы, которые внедряются сегодня в функционал Единой информационной системы направлены исключительно на это. А также на то, чтобы минимизировать риски различных нарушений со стороны участников закупок.

Кобзарь А. А., Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»
Exit mobile version