Гражданский контроль государственных закупок

Обзор изменений закупочного законодательства за май 2021 года

Изменения в закупочном законодательстве в мае 2021 года (44-ФЗ, 223-ФЗ).

  1. Подписан закон, расширяющий полномочия ФАС в сфере гособоронзаказа (ГОЗ).

Закон направлен на совершенствование контроля и надзора в сфере гособоронзаказа в целях повышения эффективности его исполнения. В частности, антимонопольная служба включена в перечень тех, кому Федеральное казначейство должно обеспечивать безвозмездный доступ к сведениям из реестра госконтрактов. ФАС также наделяется правом при рассмотрении заявления о нарушении законодательства в сфере ГОЗ запрашивать документы, сведения и пояснения не только госзаказчиков, исполнителей и органов власти, но также у компаний, индивидуальных предпринимателей и других физических лиц. Законом вводится положение, согласно которому ФАС может выдавать хозяйствующему субъекту требование о прекращении действий или бездействия, содержащих признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Данное требование подлежит обязательному выполнению.

Документ: Федеральный закон от 30.04.2021 № 132-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном оборонном заказе” http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104300102

  1. Утверждены Правила определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 678 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105040022

  1. Главные распорядители средств федерального бюджета, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ, как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета с 01 мая 2021 года должны указывать в заключаемых ими контрактах положения о возможности формирования и подписания документов о приемке в форме электронного документа в ЕИС.

Норма постановления распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещаются в ЕИС в сфере закупок, а также на контракты, заключаемые с единственным поставщиком, с 1 мая 2021 года. Перечень получателей средств федерального бюджета, на которых распространяется данная норма, будет утвержден отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации.  Подробно с информацией о функционале можно ознакомиться в документах:

– для заказчиков в документе «Руководство пользователя. Реестр документов об исполнении контракта (ЛК Заказчика)», размещенном в Личном кабинете заказчика в разделе «База знаний» в подразделе – «Контракты и договоры» – «Реестр документов об исполнении контракта»;

– для участников закупок в руководстве «Электронный документооборот в процессе исполнения государственных и муниципальных контрактов (ЛК Поставщика)», размещенном в Личном кабинете участника закупок в разделе «База знаний» в подразделе «Документы о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме». Также информация размещена на Официальном сайте ЕИС в сфере закупок в разделе «Документы» в подразделах «Материалы для работы в ЕИС» – «Материалы для работы с документами о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

Документ: Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667 (http://base.garant.ru/400730313/)

  1. Удостоверяющим центром Федерального казначейства актуализированы типовые рекомендации для получателей квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Рекомендации подготовлены с целью снизить количество отказов в выдаче квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей. В соответствии с рекомендациями заявителям перед направлением запроса на получение сертификата необходимо проверить корректность документов и сведений, предоставляемых в заявке на выпуск сертификата, на сайтах, входящих в сервисы Системы межведомственного электронного взаимодействия (МВД России, ФНС России, Пенсионный фонд России и д.р).

С типовыми рекомендациями можно ознакомиться по ссылке:  https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/f9a/Tipovye-rekomendatsii-dlya-poluchateley-kvalifitsirovannykh-sertifikatov-v-TOFK.pdf

  1. Правительство сократило сроки оплаты по госконтрактам для некоторых заказчиков.

С 14 мая при заключении контрактов в 2021 году федеральные заказчики должны предусмотреть в них предельный срок оплаты – 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Новшества не применяются, например, в контрактах для нужд обороны и безопасности государства при ряде условий. В контрактах, которые должны исполняться в декабре 2021 года и (или) декабре следующих финансовых годов, надо указывать специальный срок оплаты:

– не позднее чем за 1 рабочий день до окончания финансового года в пределах ЛБО на такой год, если исполнение выпало с 1-го по 20-е число включительно;

– в очередном финансовом году в пределах ЛБО на следующий финансовый год, если исполнение предстоит с 21-го по 31-е число включительно. Правила для “декабрьских” контрактов не применяются, в частности, в ряде закупок у едпоставщика. Требования к срокам оплаты надо учитывать также и в других случаях, например в контрактах для региональных и муниципальных нужд, если обязательства по ним софинансировались из федерального или регионального бюджета.

Документ: Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=383585#utm_campaign=fks&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body

  1. РАЗРАБОТАНЫ НОВЫЕ ТИПОВЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТОВ НА ПОСТРОЙКУ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ СУДОВ (ЗАКОН № 44-ФЗ).

Приказом Минпромторга России от 21 января 2021 г. № 103 в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по постройке судна (круизного, экскурсионного, рефрижераторного, сухогрузного, рыболовного, парома, танкера, буксира, ледокола и пр.), платформы плавучей и погружной и инфраструктуры, а также информационная карта указанных типовых условий контрактов  (далее – типовые условия, информационная карта). В информационной карте установлены следующие показатели для применения типовых условий:

– наименование работ: выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей и погружной и инфраструктуры;

– указаны коды предмета контракта по классификатору ОКПД2 (30.11.21 – 30.11.24, 30.11.31 – 30.11.33 (кроме 30.11.33.120), 30.11.40);

– установлено, что типовые условия должны применяться вне зависимости от размера НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

В соответствии с п. 15 правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, применять новые типовые условия заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу утвердившего их приказа. В настоящее время типовые условия не размещены в ЕИС в Библиотеке типовых контрактов.

Приказ № 103 зарегистрирован в Минюсте России 11 мая 2021 г. за № 63370 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105110029) и вступает в силу с 9 августа 2021 г.

  1. Утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов в 2021 году.

Минфин России и Банк России установили порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, подлежащих банковскому сопровождению. В частности, документ определяет порядок:

-информационного взаимодействия в ходе исполнения контракта;

-выдачи и перевода казначейского обеспечения обязательств;

-исполнения и отзыва казначейского обеспечения обязательств, в том числе переведенного;

-возврата без исполнения соответствующих документов.

Документ вступил в силу 10 мая текущего года. Документ:  Приказ Минфина России и Банка России от 31 декабря 2020 г. №№ 342н, 750-П (http://base.garant.ru/400714011/)

  1. Правительство РФ переводит часть торгов на право заключения договоров о комплексном развитии территории на электронные торговые площадки (ЭТП) для госзакупок, следует из правительственного постановления, опубликованного на официальном портале правовой информации.

Постановлением утвержден ряд правил проведения таких торгов. А именно, правила проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, правила определения начальной цены таких торгов и правил заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме. В этих документах оговаривается порядок проведения таких торгов (в частности, устанавливается требование о размещении информации о проведении торгов в системе torgi.gov.ru), требования к их участникам, определятся исчерпывающий перечень документов, предъявляемых участниками и т.п. В правилах заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме оговаривается, что часть таких торгов может проводиться в электронной форме. Речь идет о случаях комплексного развития территории жилой и нежилой застройки. Причем решение по проведению конкретных торгов в электронной форме должны принимать, в рамках своей компетенции, правительство РФ, субъекты РФ и единый институт развития в жилищной сфере (Агентство ипотечного жилищного кредитования). Такие торги в электронной форме должны проводиться в виде конкурса или аукциона на ЭТП, отобранных правительством для проведения госзакупок. Соответственно принимать в них участие смогут только те юридические лица, которые зарегистрированы в качестве участников госзакупок в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок и аккредитованы на той или иной ЭТП. При этом в правилах прописаны обязанности операторов ЭТП по проведению в электронной форме торгов на комплексное развитие территорий.

Документ: Постановление Правительства РФ №701 от 04 мая 2021 года

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140025

  1. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона о федеральном бюджете на 2021-2023 годы принят порядок казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств в 2021 году (вступит в силу с 28 мая), а также утверждены новые формы для такого обеспечения, и порядок их заполнения (вступили в силу с 24 мая).

Документы: Приказ Минфина России № 316н от 22 декабря 2020 г http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105170082?index=0&rangeSize=1 , приказ Федерального казначейства № 14н от 31 марта 2021 г. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105130007

  1. Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 № 758) “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719”

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210021?index=0&rangeSize=1

  1. Утверждены Правила формирования и ведения реестра участников конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, получивших аккредитацию в соответствии с Федеральным законом “О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере”.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 № 757

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210010

  1. Утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221.

Речь идет о требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221. Предусмотрены требования энергетической эффективности (с указанием кодов по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в отношении:

-двигателей электрических асинхронных;

-телевизоров;

-насосов для воды;

-кондиционеров воздуха и комнатных вентиляторов.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Документ: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.03.2021 № 131 (Зарегистрирован 20.05.2021 № 63533)

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210001?index=0&rangeSize=1

  1. Минздрав России рассказал о порядке обоснования НМЦК и формирования цены контракта при осуществлении закупок медицинских изделий.

В подготовленном специалистами министерства письме, в частности, отмечается, что согласно п. 9 Порядка определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, и НЦЕ при осуществлении закупок медицинских изделий (далее – Порядок) начальная цена единицы медизделия определяется без учета НДС на основании информации, полученной в том числе от организаций, применяющих УСН. Между тем согласно п. 17 Порядка НМЦК рассчитывается с учетом НДС. При этом в письме подчеркивается, что победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ. В то же время согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минздрава России от 28 апреля 2021 г. № 25-3/797 http://ivo.garant.ru/#/document/400796530/paragraph/1:0

  1. Минфин разработал новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ (вступают в силу с 01 июля 2021 года). Поправками предлагаются следующие изменения:

1) максимальная автоматизация документооборота с использованием ЕИС в сфере закупок при направлении заказчиком обращения в контрольный орган;

2) внедрение единых форм обращений и уведомлений;

3) формирование обращения заказчика о включении в реестр при уклонении победителя от заключения контракта одновременно с протоколом об уклонении. Это направлено на исключение злоупотреблений, при которых заказчик мог не информировать контрольный орган об уклонившемся от заключения контракта победителе;

4) закрепление оснований, при которых участник закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) не могут быть включены контрольным органом в реестр;

5) введение порядка исправления технических ошибок, допущенных при ведении реестра. Теперь заказчик и участник закупки получат право направить такое обращение в контрольный орган, который обязан его рассмотреть не позднее 5 рабочих дней;

6) введение подробного порядка досрочного исключения информации из реестра в случае принятия соответствующего решения суда, а также в отношении лиц, которые не могли оказывать влияние на действия поставщика (подрядчика, исполнителя), приведшие к его включению в реестр;

7) закрепление подведомственности рассмотрения документов, что позволит всем участникам правоотношений однозначно определить орган, уполномоченный на прием и рассмотрение документов.

Доработанная по результатам общественного обсуждения редакция проекта правил размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37496-minfin_razrabotal_novye_pravila_vedeniya_ryeestra_nedobrosovestnykh_postavshchikov_v_ramkakh_44-fz

  1. Из Приложения №1 к Постановлению Правительства №99 от 04.02.2015 года исключен пункт 5 “Оказание услуг по организованной перевозке групп детей автобусами”.

Также признаны утратившими силу:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2019 № 772 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 245 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».
  3. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 № 597 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 № 779 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260078?index=0&rangeSize=1  (вступает в силу с 03.06.2021 года).

  1. ФАС выпустила методические рекомендации, которые будут способствовать прозрачному и недискриминационному доступу производителей и поставщиков продуктов питания в торговые сети.

Действующая редакция Закона о торговле не уточняет, какая конкретно информация должна размещаться на сайтах торговых сетей при отборе контрагентов. Поэтому нередки случаи, когда торговая сеть формулирует условия доступа производителей и поставщиков на «полку» в обобщенном виде и тем самым может вводить их в заблуждение о своих реальных потребностях, или же ограничивает доступ к необходимой информации. Это может приводить к безосновательным отказам в заключении договоров на поставку продуктов питания и дискриминации поставщиков. Методические рекомендации ФАС России содержат положения, которые проясняют для всех участников рынка критерии раскрытия информации. Таким образом, с одной стороны, они снижают риск нарушения Закона о торговле со стороны торговых сетей, а, с другой стороны, защищают интересы производителей продуктов питания, позволяют производителям и поставщикам заранее оценить для себя возможность заключения договора с торговой сетью, исходя из раскрытой информации.

https://fas.gov.ru/ckeditor_assets/attachments/1298/metodicheskie_rekomendatsii_po_raskrytiyu_informatsii_torgovymi_setyami_1.pdf

  1. В связи с поступающими обращениями Министерством финансов Российской Федерации подготовлены письма по вопросам реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в которых предоставлены разъяснения по особенностям заключения и исполнения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в 2021 году для получателей средств федерального бюджета.

Документы: Письмо Минфина России от 13.05.2021 г. № 09-02-09/36934 https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=34614 , письмо Минфина России от 27.05.2021 г. № 09-01-06/41150 https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=34615

Источник: канал Закупочная жизнь
Exit mobile version