Гражданский контроль государственных закупок

Обновленные правила по доптребованиям. Ответы, как теперь работать заказчику и поставщику

Новое постановление Правительства от 23.09.2024 № 1285 уточнило порядок подтверждения доптребований. Поставщикам услуг общественного питания и поставки пищевых продуктов придется соответствовать более строгим стандартам. Обновили позицию 33 постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571. Например, раньше участники подтверждали опыт контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК. Теперь помимо контракта нужно подготовить справку об отсутствии судимости за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. А также предоставить декларацию о непривлечении к административной ответственности за совершение правонарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологических норм. Кроме того, подтвердить, что в РНП нет информации об участнике закупки.

При закупке услуг стирки и чистки текстильных изделий с 3 октября 2024 года нужно устанавливать доптребования к опыту участников. Ввели новую позицию 36(1). Ранее не было обязанности устанавливать требования по данному объекту закупки.

Новую редакцию постановления № 2571 дополнили фразой, что позиции приложения к постановлению о доптребованиях применяются вне зависимости от сферы деятельности заказчика.

При закупке строительных работ и ремонта участники должны предоставлять разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, если это предусмотрено законом. Разрешение на ввод в эксплуатацию предоставляется по объектам, которые установлены по ГрК. Если разрешение не требуется, позволили подтверждать опыт контрактом или договором в соответствии с законами № 44-ФЗ или 223-ФЗ. В новую редакцию постановления № 2571 в позиции 7–13, 15, 17–18 добавили фразу «наличие у участника закупки одного из следующих видов опыта…». Учитывайте этот момент при оценке заявок. Далее разберем вопросы.

Как провести закупку услуг приготовления или поставки продуктов питания

Вопрос 1. Какой орган выдает справки об отсутствии судимости за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нужна ли повторная аккредитация на электронных площадках?

Закажите справку о судимости на Госуслугах, через МФЦ или МВД. Срок изготовления бумажной и электронной справки — до 30 календарных дней. При заказе через МФЦ бумажной справки срок изготовления может увеличиться на 2 дня из-за обмена данными между МФЦ и МВД.

Повторная аккредитация на электронных площадках при предоставлении ее оператору ЭТП не требуется. Достаточно в реестре сведений о доптребованиях разместить документ.

Чтобы подтвердить доптребования, участник указывает номер реестровой записи из реестра контрактов или договоров в личном кабинете на каждой электронной площадке перед тем, как подать заявку. Там же прикрепляет остальные документы, в том числе справку об отсутствии судимости за нарушение санэпид правил. А также декларацию о непривлечении к административной ответственности.

Прикрепить сведения нужно за 5 рабочих дней до начала подачи заявок. Только после того, как оператор электронной площадки направит уведомление о проверке доптребований в личном кабинете, заявка будет доступна для участия в закупке с доптребованиями.

Вопрос 2. Нужно закупить продукты для детских садов по позиции 33 постановления № 2571. Распространяются ли правила на детские сады или они не подпадают под образовательные учреждения?

Да, подпадают. Вывод следует из пункта 1 части 2 статьи 23 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с данной нормой дошкольная образовательная организация относится к одному из типов образовательных организаций.

В аналогичном случае заказчик разместил извещение о проведении конкурса на поставку замороженных продуктов питания в ГБДОУ детский сад. Но не установил на услуги доптребования согласно позиции 33 приложения к постановлению Правительства № 2571. Комиссия УФАС признала в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ — в извещении не установлены дополнительные требования (решение Санкт-Петербургского УФАС от 25.10.2023 по делу № 44-4405/23). Дополнительные требования заказчик вправе не устанавливать, если НМЦК менее 500 тыс. руб.

Как провести закупку услуг по стирке и химчистке

Вопрос 3. Собираемся закупить услуги по стирке белья для больницы. Какие требования установить к участникам закупки в извещении?

Дополнительные требования к участникам заказчик обязан включить в извещение. В требованиях к составу заявки пропишите документы, которыми участник должен подтвердить, что отвечает требованиям. Установите требования к опыту исполнения аналогичного контракта за последние пять лет до даты подачи заявки. При этом стоимость сделки должна составлять не менее 20 процентов НМЦК текущей закупки.

Если не установите доптребования к участникам закупки или потребуете лишние, контрактного управляющего или работника контрактной службы накажут. Сумма штрафа — 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Как провести закупку услуг по уборке помещений

Вопрос 4. Устанавливать ли доптребования при закупке услуг по уборке зданий, если заказчик относится к сфере культуры?

Да, установите доптребования. Положения постановления Правительства № 2571 применяются при проведении конкурентных закупок, если объект закупки включает один или несколько закупаемых ТРУ из приложения вне зависимости от сферы деятельности заказчика (подп. «а» п. 3 постановления № 2571). Сферы закупок, которые указаны в разделах приложения к постановлению № 2571, не относятся к заказчикам. Доптребования применяют, если объект закупки включает товар, работу или услуги, которые указаны в графе «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки» из приложения к постановлению № 2571 (письмо Минфина от 14.02.2022 № 24-01-09/10138).

Вопрос 5. Проводим аукцион по уборке помещений. Установили доптребования согласно позиции 36. Участник приложил к заявке контракт по эксплуатационному и санитарно-техническому содержанию зданий, сетей инженерно-технического обеспечения и прилегающей территории. Цена не соответствует 20 процентам аукциона, которую выставили. Отклонять ли заявку?

Да, отклоните заявку по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ. Участник закупки не выполнил доптребования, а именно: не представлен договор или контракт, цена которого не менее 20 процентов от НМЦК.

Как провести закупку услуг по благоустройству

Вопрос 6. Проводим конкурс на устройство новогодней иллюминации в парке города. Нужно ли устанавливать доптребования по благоустройству территории по позиции 9 приложения к постановлению Правительства № 2571?

Нет, не нужно. Согласно пункту 36 статьи 1 ГрК, благоустройство территории — это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования.

Она направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. А также содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов, включая территории общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Как провести закупку работ по строительству и ремонту

Вопрос 7. Разместили извещение на строительство газопровода. Установили доптребования по позиции 8 постановления № 2571. Один из участников предоставил договор на выполнение проектных и изыскательских строительно-монтажных работ по догазификации населенного пункта. Итоговый акт о приемке не предоставил. Отклонять ли участника из-за неподтверждения опыта?

Да, отклоните. Чтобы подтвердить соответствие, участник закупки должен предоставить исполненный договор, акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, который подтверждает цену, если в акте приемки не указана цена. Еще один обязательный документ — разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Предоставленный участником закупки договор не исполнен, а документы направлены не в полном объеме. То есть участник не подтвердил опыт выполнения работ, который предусмотрен в позиции 8 приложения к постановлению № 2571. Документы не соответствуют требованиям извещения, участник закупки не соответствует требованиям части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (решение Вологодского УФАС от 24.05.2024 № 035/06/48-409/2024 (04-11/150-24)).

Вопрос 8. Проводим аукцион на выполнение работ по текущему ремонту помещений. НМЦК 1 110 116 руб. Не установили доптребования в соответствии с позицией 15 постановления № 2571, так как сметная стоимость работ не превышает 1 млн руб. Правомерно ли это?

Нет, неправомерно. Заказчик не должен выделять в составе общих затрат, которые указаны в смете отдельно, расходы на стройматериалы, поскольку определяющим является объект закупки и факт превышения НМЦК, размер которой регламентирован в постановлении Правительства № 2571.

Заказчик в рассматриваемом случае обязан установить к участникам закупки дополнительное требование в соответствии с пунктом 15 раздела II постановления Правительства № 2571.

Вопрос 9. Планируем провести закупку на ремонт системы водопровода в здании по ОКПД2 43.22.11.190, сметная стоимость 1 285 925 руб. Устанавливать ли доптребования?

Нет, устанавливать доптребования не нужно. Заказчику необходимо их установить в извещении по позиции 10 приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571, если НМЦК закупки превышает 10 млн руб. для федеральных нужд и 5 млн руб. для нужд субъектов или муниципалитетов. Так как закупка меньше ценового порога, то доптребования не устанавливают.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, — это замена или восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или их элементов. Исключение — несущие строительные конструкции. Замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. А также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановление элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК).

Как провести закупку работ или услуг по техобслуживанию зданий

Вопрос 10. Какие доптребования устанавливать при закупке услуг по очистке от снега, наледи кровли, в том числе козырьков, карнизов и выступающих элементов фасада здания?

При проведении закупки на оказание услуг по очистке кровли от снега и наледи с НМЦК более 1 млн руб. заказчику необходимо установить доптребование по позиции 14 постановления № 2571. В приложении № 4 приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 указан перечень основных работ по техобслуживанию зданий и объектов. Доптребования нужно установить на работы по регулировке и наладке отопления и вентиляции, промывке отопительной системы, по очистке и промывке водопроводных баков, регулировке систем автоматического управления инженерным оборудованием. Также при уборке снега с крыш, прочистке колодцев, очистке кровли.

Поскольку услуги по уборке кровли от снега и наледи входят в перечень работ по техническому обслуживанию зданий, заказчику в извещении необходимо установить доптребования к участникам закупки по пункту 14 постановления Правительства № 2571. Вывод подтверждается практикой контрольных органов (решение Кемеровского УФАС от 11.01.2023 по делу № 042/06/33-1668/2022).

электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»
Exit mobile version