В рамках исследования национального рынка закупок аналитическим центром проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (далее НРПЗ) было проанализировано более 4,3 млн процедур, опубликованных в Единой Информационной системе за период с 01.07.2022 по 30.06.2023 и суммарный объём которых составил 24,28 трлн рублей.
За исследуемый период общий финансовый объем рынка государственного заказа составил 60,41%, а именно 14,67 трлн рублей. Общая стоимость процедур увеличилась в 1,1 раз (на 1,31 трлн руб.) по сравнению с прошлым годом. Данный показатель полностью отражает тот факт, что потребности государственного сектора стабильны с учетом инфляции. Общая стоимость контрактов составила порядка 10,99 трлн рублей.
В корпоративном секторе в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» наблюдается значительное снижение опубликованных закупок. За период НРПЗ 2023 в секторе 223-ФЗ было проанализировано порядка 962 тыс. закупочных процедур, начальная максимальная цена которых составила 9,61 трлн рублей. По сравнению с НРПЗ 2022 количество опубликованных закупок снизилось на 9,9%, а сумма опубликованных закупок уменьшилась на 21,2% (в абсолютном значении на 2,58 трлн руб.). За периоды НРПЗ 2021 – НРПЗ 2023 наблюдается значительное снижение опубликованных закупок: по количеству — на 17,8% и по сумме — на 40,9%. Общая стоимость контрактов составила 9,13 трлн рублей, что ниже в 1,7 раза по сравнению с прошлым отчётным периодом. За период с 01.07.2022 по 30.06.2023 общее снижение по количеству составило 9,92%, по сумме — 41,75%.
По итогам анализа рынка государственных и корпоративных закупок за период НРПЗ 2022 была отмечена самая низкая конкуренция, начиная с 2014 года – 2,36 поданных и 2,23 допущенных заявки на процедуру в госсекторе. За период проведения исследования 2022-2023 годов наблюдается положительная динамика уровня конкуренции на закупочных процедурах по всем сегментам рынка. В разрезе 44-ФЗ среднее число поданных заявок на конкурентную процедуру равно 2,51 ед., среднее число допущенных заявок – 2,35 ед. В разрезе 223-ФЗ среднее число поданных заявок на конкурентную закупочную процедуру составило 2,03 ед., среднее число допущенных заявок – 1,85 ед.
Увеличение уровня конкуренции положительно сказывается на экономической эффективности проведенных закупок. Средний дисконт по государственному сектору вырос в 1,2 раза с прошлого года и составил 4,93%. Также наблюдается увеличение среднего дисконта по итогам проведения закупочных процедур в разрезе корпоративных закупок в 1,33 раза и составляет 6,64%.
Проект НРПЗ проводится ежегодно, и его основной целью является непрерывный мониторинг закупочных процедур, что позволяет в динамике отслеживать тенденции на российском рынке закупок. Например, впервые за 10 лет зафиксирована положительная динамика уменьшения доли контрактов, заключенных с дисконтом со снижением менее 1% и увеличением доли контрактов, заключенных с дисконтом, со снижением более 20% как в рамках 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ.
Согласно исследованию, в государственном секторе средняя доля контрактов, заключенных по НМЦК, составила 47,52%, что ниже прошлогоднего значения на 2,48%; доля расторгнутых контрактов уменьшилась в 1,7 раза и составила 5,52%. На корпоративном рынке закупок наблюдается увеличение в 1,2 раза доли контрактов, заключенных по итогам специализированных закупочных процедур среди СМП, как по количеству (42,39%), так и по сумме (22,07%). Средняя суммарная доля контрактов, заключенных по итогам несостоявшихся закупочных процедур, осталась неизменной и составила 63,22% от общей суммы заключенных контрактов за период исследования. Средняя доля расторгнутых контрактов уменьшилась в 1,2 раза и по количеству составила 3,54%.
За период проведения исследования 2022-2023 годов наблюдается благоприятная тенденция увеличения конкурентной активности поставщиков и заказчиков в обоих нормативных полях при проведении закупочных процедур: снижение доли конкурентных процедур без заявок и увеличение доли конкурентных процедур с четырьмя и более поданными заявками, что положительно влияет на экономические показатели.
На протяжении многих периодов исследований НРПЗ электронный аукцион являлся самым востребованным способом осуществления закупочных процедур. И за период проведения исследования 2022-2023 годов количественная доля электронного аукциона является значительной и составляет 85,31% от общего числа проведенных конкурентных закупочных процедур. Тем не менее за периоды НРПЗ 2020 – НРПЗ 2023 наблюдается устойчивое уменьшение суммарной доли электронного аукциона в общем объеме конкурентных закупок: показатель снизился в 1,4 раза и составил 59,70%.
Также за периоды НРПЗ 2020 – НРПЗ 2023 наблюдается динамика ежегодного увеличения суммарной доли электронного конкурса: за 4 периода исследования рост показателя произошел в 5 раз, и показатель достиг максимального своего значения – 38,82%.
Запрос котировок продолжает оставаться наименее востребованным электронным конкурентным способом определения поставщика – 1, 24%.
В разрезе 223-ФЗ отсутствует четкое урегулирование способов определения поставщика, и, при этом, на нетиповой способ осуществления закупки приходится 47,10% от общей суммы опубликованных закупок и 20,93% от общего числа закупок, следовательно, эта часть процедур была проведена в соответствии с положением каждого отдельного заказчика. Было выявлено, что за период исследования у заказчиков, оставшихся в публичном поле, наблюдается увеличение суммарной и количественной долей закупок у единственного поставщика. За период проведения исследования 2022-2023 годов — это 15,6% и 31,3% соответственно.
Рейтинг прозрачности государственных и корпоративных заказчиков Российской Федерации составляется в рамках ежегодного исследования, является сравнительным анализом закупочной деятельности крупнейших заказчиков страны и публикуется с 2006 года.
Участниками Рейтинга прозрачности в этом году стали 315 заказчиков, а именно:
- 58 крупнейших государственных заказчиков федерального уровня — министерства и ведомства;
- 85 региональных заказчиков — субъекты РФ;
- 87 муниципальных заказчиков — крупнейшие муниципальные образования страны;
- 85 корпоративных заказчиков — крупнейшие организации и унитарные предприятия, осуществляющие размещение заказа в рамках 223-ФЗ.
Лидерами Национального рейтинга прозрачности закупок 2023, получившими статус «Гарантированная прозрачность», стали:
Секция государственных заказчиков федерального уровня:
- Министерство энергетики Российской Федерации
- Федеральная служба государственной статистики
- Федеральная служба по труду и занятости
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
Секция государственных заказчиков регионального уровня:
- г. Москва
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
- Тамбовская область
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Саратовская область
- г. Севастополь
- Смоленская область
- Тюменская область
- Республика Саха (Якутия)
Секция государственных заказчиков муниципального уровня:
- Сургут
- Нижний Новгород
- Краснодар
- Южно-Сахалинск
- Хабаровск
- Сургутский район ХМАО-Югра
- Смоленск
- Челябинск
- Симферополь
- Ставрополь
- Владивосток
Секция государственных заказчиков корпоративного уровня:
- АО «Росгео»
- ПАО «Новороссийский морской торговый порт»
- АО «Мособлгаз»
- АО «МОСГАЗ»
- АО «Мосводоканал»
- ПАО «Ростелеком»
- ГУП «Петербургский метрополитен»
- Госкорпорация «Росатом»
- АО «Россельхозбанк»
Ознакомиться с полным исследованием рынка закупок и Рейтингом прозрачности за 2023 год можно на официальном сайте проекта www.nrpz.ru