Гражданский контроль государственных закупок

Объем незаконного оборота цемента дошел до 22% всего рынка цемента – «СОЮЗЦЕМЕНТ»

За три года отсутствия госконтроля, таможенной инспекции за качеством ввозимого цемента и регулярных проверок объем незаконного оборота этого продукта вырос более, чем в 4 раза и в настоящий момент составляет около 14 млн тонн. В этой ситуации пострадавшими можно считать и потребителей фальсифицированного цемента, и добросовестных производителей, и государство.

Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина и президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь 23 августа представили журналистам итоги научно-исследовательской работы (НИР) «Результаты оценки эффективности введения обязательной сертификации цементов и декларирования соответствия смесей бетонных в РФ за период январь – декабрь 2023 года». НИР был проведен АССТР по заказу НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Напомним, что Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», созданный в 2002 году, сегодня объединяет более 45 цементных заводов России, чья суммарная доля мощностей превышает 100 млн тонн цемента в год, что на рынке ЕАЭС составляет 65%, на рынке Российской Федерации – 73%. По сути, это все добросовестные производители цемента в России.

Ассоциация по техническому регулированию «АССТР» объединяет аккредитованные Росаккредитацией органы по оценке соответствия, основным видом деятельности которых является удостоверение соответствия качества и безопасности продукции и процессов ее производства требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, а также условиям договоров. Независимый статус АССТР позволяет ей представлять результаты своих исследований без оглядки на профильный бизнес или соответствующие органы власти. Именно поэтому ее НИРы представляют большую ценность с точки зрения исследований на рынке. Представленный журналистам НИР в очередной раз подтвердил охват и глубину исследования.

Представляя результаты НИРа, Дарья Мартынкина обратила особое внимание на тот факт, что доля незаконного оборота цемента на российском рынке достигла 22,1% от всего произведенного или ввезенного цемента, а рост за последние три года составил почти 4 раза (с 5,6% в 2020 г. до 22,1% в 2023 году). В «товарном выражении» это составляет 13,8 млн тонн. Главная причина такого взрывного роста – работа «регуляторной гильотины», которая упразднила ряд нормативных актов, обеспечивающих контроль за этим рынком. «Использование цемента, не отвечающего требованиям стандартов, может привести к растрескиванию и обрушению конструкций, их химической и радиационной опасности. В целях защиты жизни и здоровья людей необходимо исключить присутствие на рынке Евразийского экономического союза цемента неустановленного качества, – подчеркнула исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина. – Кроме того, незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету за счет неуплаченных налогов, который можно оценить в 18 млрд рублей, и добросовестным производителям (ущерб отрасли в 2023 году оценивается в 90,7 млрд руб.)».

Здесь стоит напомнить, что в 2016 году была введена обязательная сертификация цемента, которая эффективно действовала вместе контролем за оборотом этой продукции. Но, как мы уже говорили выше,  в 2020 году этот контроль был упразднен, и в течение только 2021 года незаконный оборот цемента вырос до 21,3%.

И еще одна очень показательная цифра: средняя загрузка российских цементных заводов за последние 10 лет составляет около 60%, и отчасти такая недозагруженность – следствие присутствия на российском рынке фальсифицированного цемента.

Где искать истоки проблемы?

По словам Д.Мартынкиной, поддельный цемент не обязательно изначально ввозится низкого качества – «умельцы» берут часть хорошего цемента, причем от самых разных производителей и, что называется, в гараже смешивают его с золой и другими добавками в пропорциях, не установленных стандартом, а затем фасуют и поставляют на рынки, в придорожные точки продаж, в торговые сети. И, конечно, продают в Интернете. А поскольку контроля со стороны государственных органов, по сути нет, вся ответственность за выявление и приобретение некачественного цемента ложится на конечного потребителя – как правило, индивидуального застройщика или небольшие строительные компании. И что самое скверное в этой ситуации – на цемент не распространяется действие закона «О защите прав потребителей», поскольку этот продукт, в соответствии с постановлением правительства №1005, не попадает в сферу деятельности Роспотребнадзора, а по сути – не попадает никуда.

«Ожидая возвращения контроля и надзора за оборотом цемента, производители фальсифицированного цемента ищут новых возможностей для развития своего «бизнеса» и пробуют представлять продукт, не соответствующий стандартам, в виде некой «суперсмеси», по характеристикам якобы даже превосходящей цемент. Тем самым вводят потребителей в заблуждение. Представленная статистика ярко демонстрирует необходимость возвращения контроля и надзором за оборотом цемента, а также проведение инспекционного контроля каждой партии ввозимого цемента из стран, не входящих в ЕАЭС», – заявила Дарья Мартынкина.

Главная рекомендация покупателям тарированного цемента на строительных рынках, в гипермаркетах и на маркетплейсах: внимательно читайте все, что написано на упаковке. Если там указан ГОСТ, номер сертификата, все реквизиты производителя, то, скорее всего, это цемент хорошего качества. Не следует забывать, что торговая точка обязана предоставить по первому требованию покупателя сертификат на данный товар – но проверить его подлинность через Единый реестр сертификатов соответствия опять же придется потребителю. Но и это не дает всех гарантий, потому что, как выяснилось в ходе исследования, Единый реестр содержит множество ошибок – но об этом чуть позже.

И увы, контрольные закупки цемента в крупнейшей торговой сети стройматериалов «Леруа Мерлен» и на маркетплейсе «ОЗОН» показали, что продавцы не проверяют подлинность сертификатов на продукцию, которой они торгуют. Как рассказала Любовь Бондарь, здесь продавался и цемент якобы марки 900, который после долгой погони за ним и покупки на деле демонстрировал прочность всего 32 мПа. Здесь экспертам АССТР показывали сертификаты несуществующих или незарегистрированных в Росаккредитации органов по сертификации. Здесь можно найти сертификаты, которые выданы недобросовестными органами по сертификации  «под ключ» на испытания и сертификацию продукции за 1 день – понятно, что это купленная бумажка, причем по весьма невысокой цене. В общем, торговые сети, а тем более интернет-торговля стали благодатным местом для недобросовестных производителей. В 2024 году экспертами были выявлены 23 партии фальсифицированного цемента в торговых сетях, и только в одном случае дело дошло до суда.

Однако только продажей конечному потребителю цемента неизвестного качества дело не ограничивается – в действующей нормативной базе оказалось полно лазеек, через которые можно вывести на рынок любое количество цемента неизвестного качества, например, через технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». В соответствии с этим документом цемент для дорожного строительства не сертифицируется по жестким правилам, а только декларируется. И через эту лазейку ввозится цемент в том числе для гражданского строительства. Кроме того, недобросовестные производители идентифицируют цемент как «смесь строительная», что также позволяет увести ее от обязательной сертификации. И опять же, никакого контроля за реальным качеством цемента здесь не присутствует. В ходе исследования было установлено, что из 49 действующих деклараций о соответствии требованиям ТР «Безопасность автомобильных работ» на цемент 35 деклараций (71,4%) приняты с нарушениями установленных требований.

И последнее, о чем здесь стоит упомянуть – это качество бетонной смеси. Очевидно, что даже из хорошего цемента можно произвести плохой бетон, и здесь также отсутствует надлежащий контроль качества, поскольку бетонные смеси не сертифицируются, а декларируются. АССТР проанализировала 1582 декларации на бетонные смеси, и 801 из них была оформлена с нарушениями. В общем, все говорит о том, что необходимо немедленно возвращать государственный контроль за качеством цемента и бетонных смесей – иначе нас ждут аварии, разрушения зданий и прочие техногенные катастрофы.

Обязательная сертификация есть, а ответственности за ее результаты – нет

Как мы упомянули выше, в 2015 году была введена обязательная сертификация цемента, на чем все добросовестные производители много лет настаивали. И, конечно же, встал вопрос о том, кто будет проводить эту сертификацию и насколько можно доверять и сертификатам, и протоколам испытаний цемента. Вряд ли стоит удивляться, что тут же появились органы сертификации, которые готовы за один день провести лабораторные испытания и выдать сертификат на любую продукцию – от цемента до продуктов питания. И это при том, что стандартные испытания цемента в лаборатории проходят не менее 28 дней. Так что рынок наводнен продукцией с сертификатами ООО «Лопушок», все эти умельцы известны, что называется, поименно, но никакой ответственности за свою деятельность  они не несут.

Как рассказала Любовь Бондарь, «реестр аккредитованных лиц Росаккредитации содержит информацию о 83 действующих органах по оценке соответствия, в область аккредитации которых включен цемент: 68 испытательных лабораторий (центров) и 15 органов по сертификации продукции. При этом сертификация цемента в 2022–2023гг. проводилась 12 органами, из которых 7 работают с нарушениями, 5 ведут деятельность в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016. 3 органа фактически не функционируют. По сравнению с прошлым годом число «спящих» сертификационных центров сократилось на 85%, чему способствовала совместная работа федеральных органов исполнительной власти и НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»».

Но и этим бесконтрольность органов по сертификации не ограничивается – как оказалось, Единый реестр сертификатов позволяет сформировать документ с грубейшими ошибками и нарушениями, и он будет зарегистрирован как действующий. Как рассказала Любовь Бондарь, Реестр позволяет вводить при заполнении сертификата на цемент  ЛЮБЫЕ коды продукции, например, на клей или герметик, и система Реестра пропустит эту ошибку. Понятно, что такой «черной дырой» пользуются, прежде всего, недобросовестные производители и органы по сертификации.

Можно ли со всем этим как-то бороться?

Конечно можно – начать хотя бы с наведения порядка в Едином реестре сертификатов и исключить ошибки: чтобы система не давала возможности заполнять лишние, некорректные поля. Кроме того, по мнению АССТР, нужно вернуться к вопросу регулирования стоимости услуг по обязательной сертификации, тем более, что ГОСТ по стоимости испытаний действует, и в нем все очень хорошо прописано.

Нужно изменить и порядок оценки компетенции органов по сертификации – привлекать для этой процедуры специалистов, знающих производство.

Ну, и, пожалуй, результаты мониторинга рынка цемента в части торговли сертификатами стоит направлять не только в Росаккредитацию, но и в Генеральную прокуратуру – в конце концов, статью УК «Подлог» еще никто не отменял.

Что делать?

Нужно сказать, что «СОЮЗЦЕМЕНТ» и АССТР в своем исследовании дали очень подробный ответ на вечный вопрос «Что делать?».

Прежде всего, необходимо продолжать проводить мониторинг рынка с целью выявления несоответствующей цементной продукции – и АССТР будет делать это ежегодно. А по итогам этого мониторинга соответствующие документы будут направлены в федеральные органы власти.

Самое главное – необходимо восстановить проведение государственного контроля (надзора) за оборотом отдельных видов строительных материалов, в том числе, цемента. Все заводы – добросовестные производители цемента однозначно выступают за этот шаг.

В согласуемый ныне проект технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов»  необходимо включить схему подтверждения соответствия цементов, включающую проведение инспекционного контроля на границе. И вернуть его даже раньше.

Необходимо внести изменения в ПП-1005 с тем, чтобы контроль за качеством цемента попал под действие закона о защите прав потребителей и в зону внимания Роспотребнадзора.

И, конечно, необходимо более широко информировать всех заинтересованных лиц, в том числе, потребителей, о массовом распространении фальсифицированного цемента на рынке. Для этого «СОЮЗЦЕМЕНТ» на своем сайте выпустил рекомендации, как выявить фальсификат при покупке цемента с использованием комментариев НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»: «Как выявить фальсификат цемента» https://soyuzcem.ru/press-center/novosti/?id=2199 и «Как не стать жертвой мошенников при покупке цемента в Интернете» https://soyuzcem.ru/press-center/novosti/?id=2261 .

Подводя итог, можно сказать, что обязательная сертификация стройматериалов, в том числе, цемента – это один из немногих административных барьеров, который идет во благо и производителям, и стройке. И если устранение госконтроля за их оборотом стало ошибкой – ее нужно признать и исправить. Не стоит дожидаться, когда дома и школы посыпятся  на головы людям – причем в прямом смысле этого слова.

Лариса Поршнева, Агентство новостей "Строительный бизнес"
Exit mobile version