Гражданский контроль государственных закупок

О закупке услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживания медотходов классов Б, В и Г. В класс Г

Готовим аукцион на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживания медотходов классов Б, В и Г. В класс Г в т. ч. вошли ртутьсодержащие, энергосберегающие и бактерицидные лампы. Правильно ли мы понимаем, что для класса Г необходимо требовать лицензию? Но можно ли для указанных услуг и отходов заключать контракты с любыми организациями, имеющими лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности? Верно ли, что для обращения с отходами классов Б и В исполнитель не должен иметь лицензию?

Ответ

Вы обязаны требовать наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в составе заявки в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г. При этом необходимо конкретизировать требование к лицензии перечислением видов работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Вместе с тем контракт может быть заключен с любыми организациями, имеющими необходимую лицензию.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) деятельность по обращению (по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению) с отходами I–IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

В силу ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания:

1) класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс Б — эпидемиологически опасные отходы;

3) класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс Д — радиоактивные отходы.

Критерии разделения медотходов на классы определены постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 681:

В соответствии с п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 к отходам класса Г относятся отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы I–IV классов опасности, далее — класс Г), в т. ч.: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена также в СанПиН 2.1.3684-21, из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I–IV классов опасности.

Отходы класса Г в соответствии с п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов.

При этом обращение промышленных отходов согласно требованиям ст. 12 Закона № 99-ФЗ и Закона № 89-ФЗ требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (см. постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290).

Пример

Обстоятельства дела: при проведении запроса котировок на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Г заказчик отклонил заявку одного из участников закупки, мотивируя это тем, что в ней отсутствует лицензия на деятельность по утилизации и размещению отходов I–IV классов опасности. Однако участник счел, что его заявку отклонили неправомерно.

Правовая оценка УФАС: исходя из п. 205 СанПиН 2.1.3684-21, обращение с медотходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов, а на услуги по их утилизации сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению согласно Закону № 99-ФЗ и Закону № 89-ФЗ необходима лицензия. Однако, установив указанное требование, заказчик не определил, на какие именно виды работ по обращению с опасными отходами должна быть выдана лицензия, что могло ввести участников закупки в заблуждение и привести к необоснованному отклонению заявок. В связи с этим заказчику было предписано отменить протокол подведения итогов запроса котировок[1].

В иных случаях, в т. ч. при закупке услуг по обращению с медицинскими отходами класса Б и В, требовать предоставления лицензии заказчик не вправе.

Пример

Обстоятельства дела: заказчик объявил электронный аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса Б, В, Г. Участник закупки обратился в антимонопольную службу с жалобой на то, что заказчик объединил в один лот услуги, требующие и не требующие лицензирования, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки

Правовая оценка УФАС: жалоба обоснована, поскольку п. 192 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 гласит, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Г осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности. Лицензирование же деятельности в отношении медицинских отходов классов Б и В действующим законодательством не предусмотрено[2].

1.Решение Астраханского УФАС России по делу № 030/06/42-921/2022 от 10.08.2022 (изв. № 0325300007722000004). См. также решения Дагестанского УФАС России по делу № 005/06/1568/2022 от 22.08.2022 (изв. №0303200043122000008), Московского УФАС России по делу № 50/06/6027эп/22 от 22.02.2022 (изв. № 0348200027022000030), Омского УФАС России по делу № 055/06/31-1174/2020 от 20.11.2020, а также постановление Восемнадцатого ААС от 12.11.2019 по делу № А07-10791/2019.

2.Решение Чувашского УФАС по делу № 021/06/63-285/2022 от 06.04.2022 (изв.№ 0815500000522001659). См. также решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 44-6530/20 от 16.12.2020 (изв.№ 0372200004820000034). См. также, решение Пермского УФАС от 12.10.2020 (изв.№ 0356500002620000386).

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк
Exit mobile version