Гражданский контроль государственных закупок

О передаче полномочий автономного учреждения по организации и проведению закупок (223-ФЗ) уполномоченной организации

ГАУ Республики Саха (Якутия) – поликлиника осуществляет закупки по Закону N 223-ФЗ. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) приказом об утверждении типового положения о закупке товаров, работ и услуг обязал подведомственным автономным учреждениям утвердить положение. В положении предусмотрена передача полномочий к ГКУ Республики Саха (Якутия) “Центру закупок Республики Саха (Якутия)” по организации и проведению закупок. Правомерна ли передача полномочий по организации и проведению закупок таким образом? Не нарушает ли Федеральный закон “Об автономных учреждениях” от 03.11.2006 N 174-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Передача полномочий автономного учреждения по организации и проведению закупок на основании Закона N 223-ФЗ уполномоченной организации само по себе не противоречит действующему законодательству, если возможность такой передачи установлена положением о закупке этого учреждения.

Обоснование вывода:

Вначале отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Поэтому нормы ГК РФ должны применяться к отношениям по закупкам, осуществляемым на основе Закона N 223-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 223-ФЗ.

Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг заказчиков, перечень которых определен п. 2 ст. 1 этого Закона. При этом Закон N 223-ФЗ прямо не предусматривает возможность передачи полномочий заказчика по осуществлению закупок иному лицу. По общему правилу указанные п. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчики выполняют функции организатора закупок самостоятельно.
Вместе с тем законодательство о закупках не содержит какие-либо запреты или ограничения для применения при организации и проведении закупок механизма их централизации, при которой закупка товаров, работ, услуг для нужд заказчиков осуществляются не самими заказчиками, а иной уполномоченной на то организацией.

Правовым основанием передачи полномочий заказчика по осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ уполномоченной организации, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) и на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ, на наш взгляд, может выступать п. 2 ст. 447 ГК РФ, согласно которому организатором торгов может являться, в частности, лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с таким лицом и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

Правомерность передачи заказчиками, осуществляющими закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе автономными учреждениями, уполномоченной организации функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) либо наделения такой организации полномочиями по осуществлению полного цикла закупочной деятельности (от формирования и размещения извещения о закупке, документации о закупке в ЕИС до заключения договора, а также приемки товаров, работ, услуг по нему), косвенно подтверждается разработанным Федеральной антимонопольной службой Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (п. 1 раздела IV), предусматривающим две формы централизации закупок, осуществляемых отдельными юридическими лицами.

В письме Минэкономразвития России от 30.05.2016 N Д28и-1432 также указывалось на право заказчика осуществить частичную передачу полномочий на закупку товаров, работ, услуг иному заказчику при условии, что такая передача предусмотрена положением о закупке соответствующего заказчика. По нашему мнению, данная позиция полностью отвечает положениям ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, согласно которой положение о закупке является основным документом, регулирующим закупочную деятельность заказчика. При этом нередко передача уполномоченной организации отдельных полномочий заказчиков – государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий по организации и проведению закупок устанавливается типовыми положениями о закупке, утверждаемыми их учредителями.

С учетом сказанного выше, полагаем, что передача полномочий автономного учреждения по организации и проведению закупок на основании Закона N 223-ФЗ уполномоченной организации само по себе не противоречит действующему законодательству, если возможность такой передачи установлена положением о закупке такого учреждения.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира
Exit mobile version