Гражданский контроль государственных закупок

Может ли заказчик отказаться от заключения договора по итогам аукциона, проведенного по Закону N 223-ФЗ?

По итогам аукциона, проводимого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, определен победитель, опубликован итоговый протокол. Заказчику необходимо через 10 дней подписать договор на площадке. Однако заказчик выяснил, что юридическое лицо – победитель закупки было зарегистрировано совсем недавно и у него нет никакого опыта работы. Вместе с тем цена контракта значительная (предмет контракта – поставка дорогостоящего оборудования), предусмотрен аванс в размере 30% цены договора. Размер обеспечения исполнения договора составляет в соответствии с условиями договора “в размере аванса либо не менее 5% начальной цены договора”. Победитель закупки выбрал второй вариант. На каком основании заказчик может не заключать договор с данным победителем без последствий для себя?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Оснований для отказа от заключения договора в рассматриваемом случае у заказчика нет.

Обоснование вывода:

Прежде отметим, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 той же статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. При этом положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Согласно же ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ по истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Исключений из приведенных правил Закон N 223-ФЗ не предусматривает, они действуют в отношении любых процедур конкурентной закупки, как предусмотренных законом, так и не предусмотренных законом, но установленным положением о закупке. Часть 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ регламентирует сроки заключения договора по результатам конкурентной процедуры (договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки).

По своим правовым последствиям отказ от заключения договора равнозначен отмене закупки (ч. 5 и ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, после размещения итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (и только). Так, например, не могут являться основаниями для отказа от заключения договора при проведении конкурентной закупки такие обстоятельства, как изменение потребностей заказчика в продукции, изменение финансирования, связанного и исполнением договора, возникновения обстоятельств, влияющих на целесообразность заключения договора (смотрите Постановление Одиннадцатого ААС от 08.09.2022 N 11АП-12722/22, оставленное без изменения Постановлением АС Поволжского округа от 08.12.2022 N Ф06-25588/22).

Таким образом, по общему правилу отказаться от заключения договора в рамках конкурентной закупки нельзя. В противном случае имеет место нарушение одного из принципов, которыми обязаны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). На это обстоятельство обращает внимание правоприменительная практика (смотрите, например, Решение АС г. Москвы от 06.02.2020 N А40-250588/19-149-2116, Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 24-07-07/54924). Названные принципы, в свою очередь, соответствуют общегражданскому принципу, установленному частью 1 ст. 1 ГК РФ: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Так, в постановлении АС Московского округа от 24.11.2021 N Ф05-28642/21 суд указал на несоответствие названным принципам действий заказчика по отказу от заключения договора с участником закупки в отсутствие на то объективных оснований. При этом суд отметил, что заказчик соответствующими действиями фактически нарушил нормальный ход закупочной процедуры и тем самым лишил такого участника права быть потенциальным исполнителем разыгрываемого договора.

В то же время в ряде случаев, в частности, при наличии у заказчика доказательств предоставления недостоверных сведений в составе заявки победителя, контролирующие органы признают правомерным отказ заказчика от заключения договора с победителем закупки исходя из конкретных обстоятельств, послуживших основанием для отказа заказчика от заключения договора, в том числе с учетом содержания положения о закупке заказчика, условий проведения закупки, предусмотренных извещением и документацией о закупке (смотрите, например, решение УФАС по Брянской области от 11.12.2020 N 032/10/18.1-1443/2020, решение УФАС по Вологодской области от 06.04.2023 N 035/10/18.1-224/2023). Однако в рассматриваемом случае названные обстоятельства отсутствуют. Следовательно, отказаться от заключения договора заказчик не вправе.

К сведению:

На основании ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в частности, при осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, в том числе антимонопольный орган может обязать заказчика закончить процедуру (постановление АС Московского округа от 30.09.2021 N Ф05-23763/21, постановление Девятого ААС от 21.06.2021 N 09АП-27822/21). При неисполнении заказчиком предписания антимонопольного органа обязать заказчика заключить договор можно в судебном порядке.

Ответ подготовил: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна
Exit mobile version