Гражданский контроль государственных закупок

Квотирование закупок: правила и практика

В июле 2020 года в ст.14 Закона № 44-ФЗ [1] были внесены изменения, которые дополнили правила национального режима механизмом достижения минимальной доли закупок (квотой) товаров российского происхождения (включая продукцию из ЕАЭС).

Понятие квотирования в национальном режиме рассматривается законодателем в качестве специальной защитной меры, с помощью которой государство старается защитить внутренний рынок, поддержать собственную экономику и своего товаропроизводителя. Как правило, такая мера является временным инструментом, который необходим для анализа и мониторинга эффективности действующего законодательства.

В контрактной системе механизм квотирования является обязательным с 1 января 2021 года, с принятия Правительством РФ подзаконного акта – Постановления N 2014 [2], которым установлен перечень товаров, размер квот и определены особенности применения квоты.

Обзор правил квотирования

Правила применения квотирования отражены во всех статьях Закона № 44-ФЗ, имеющих в той или иной степени отношение к механизму: национальный режим, особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок, описание объекта закупки, планирование.

ч.3 ст.14 Закона № 44-ФЗ НПА Правительства РФ устанавливается ограничения допуска указанных ТРУ, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Правило применяется в конкурентных закупках, а также в закупке у ЕП по ч.12 ст.93.

Письмо Минпромторга РФ N ОВ-39122/12[3].

Ст.30.1 Закона № 44-ФЗ При условии установления Правительством РФ минимальной обязательной доли закупок РТ, в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством РФ.
ч. 25 ст.22 Закона № 44-ФЗ Для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство РФ устанавливает особенности определения НМЦК, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Письмо Минпромторга РФ N 15387/12 [4]

ч.1.1. ст.33 Закона № 44-ФЗ При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в  КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление N 2014 – согласно Приложению установлен минимальная обязательная доля закупок РТ (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов (перечень) – 107 позиций;

Важно!!! В Приложении указан перечень продукции с учетом кодов ОКПД 2 и наименованием товара.

Позиции перечня совпадают с позициями:

– отдельных видов промышленных товаров в соответствии с Постановлением N 617[5],

– радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878[6],

– отдельных видов медицинских изделий в соответствии с Постановлением N 102[7].

Квоты должны выполняться заказчиками при осуществлении закупок при условии установления Правительством РФ ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

– минимальная обязательная доля определена в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году;

Важно!!!Квота считается на основании документов о приемке (а не на основании документов об оплате). Единица измерения рубль.

– заказчиком учитываются товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС- Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения;

– установлена особенность определения НМЦК для цели достижения минимальной доли закупок;

Важно!!! При обосновании (расчете) НМЦК методом анализа рынка применяем правила:

-ценовые запросы направляем производителям, сведения о которых размещены в реестрах на сайте Минпромторга РФ, в государственной информационной системе промышленности (далее – ГИСП).

– Реестр российской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod;

– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products

– Евразийский реестр промышленных товаров https://erpt.eecommission.org.

Контакты в карточке промышленного предприятия. Поиск осуществляем по наименованию, коду ОКПД 2.

При определении идентичности и однородности продукции, учитываем исключительно товары из ЕАЭС, а также их характеристики по КТРУ.

– утверждены Положение о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров и Положение о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

 

Не забывайте, что работа с квотой начинается уже на подготовительном этапе закупки. Исходя их этого, специалисту необходимо определить, какая продукция необходима заказчику и в соответствии с каким кодом ОКПД2/ кодом номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ) при закупке МИ (в случаях, установленных законодательством) и наименованием товара, будет проходить закупка. После подбора нужной позиции сверяемся с КТРУ, так как в дальнейшем это понадобится и для описания объекта закупки (характеристик и параметров).

Работая с квотированием, специалист должен своевременно учитывать все изменения и корректировки НПА. Так весной 2023 года Постановления N 318[8] и N 486[9], внесли поправки в некоторые позиции перечня Постановления N 2014:

1 – уточнили минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
2 – расширили перечень товаров, в отношении которых установлена квота;
3 – определенные позиции продукции, например, аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей, размер минимальной обязательной доли на 2023 год исключили.

Важно!!! Учитываем актуальную версию перечня и актуальный размер минимальной обязательной доли.

Квотирование определено периодом на 2021-2023годы. Ежегодный отчетный период – это календарный год, начинающийся с 1 января по 31 декабря включительно.

Важно!!! Все контракты заказчика на момент формирования отчета должны быть закрыты, в них должна быть указана страна происхождения товара и верно выбран код ОКПД 2 (соответствующий коду из перечня Приложения Постановления N 2014).

Отчет о выполнении минимальной доли закупок

В текущем году заказчики по Закону № 44-ФЗ подготовили и разместили уже второй отчет об объеме закупок российских товаров. Отчет автоматически готовится в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчетным. В соответствии с Положением о требованиях к содержанию и форме отчета, у заказчика есть два месяца (февраль, март), чтобы проверить документ, сделать обоснование невозможности достижения минимальной обязательной доли, если это необходимо и разместить его в ЕИС.

На сегодняшний день, сроки размещения отчета в ЕИС имеют разночтение. В Законе № 44-ФЗ этот срок – до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, а в Постановлении N 2014 – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Рекомендация: устанавливать крайний срок размещения отчета – 31 марта года, следующего за отчетным годом.

Кроме этого, необходимо учитывать, что отчет готовится в ЕИС автоматически на основании сведений из реестра контрактов. Если заказчик вносит в реестр контрактов изменения, касающиеся информации об исполнении контракта, необходимо скорректировать размещенный документ, но с учетом срока размещения, установленного Постановлением N 2014.

Что делать, если квота не выполнена

Если минимальная доля закупок российских товаров не достигнута, то с учетом требований ст.30.1 Закона № 44-ФЗ и НПА, готовим обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

ч. 10 Постановления №2014 (Положение о требованиях к содержанию и форме отчета)

– указывается код, установленный для случая невозможности достижения минимальной доли закупок

01  – осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара; Не сложились условия применения ограничения допуска.

Например, Постановление N 102:

– установлено правило «третий лишний» – необходимо две заявки РТ с подтверждением страны происхождения товара, нет ни одной соответствующей заявки.

02 – осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные  НПА Правительства  РФ обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона; Исключения из ограничений установлены в НПА. Например, п.11 Постановления N 617:

Установить, что ограничения, установленные настоящим постановлением, не применяются в следующих случаях:

а) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;

б) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупка товаров, указанных в позициях 101 и 102 перечня, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;

г) закупка запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

03 – иное Не сложились условия применения ограничения допуска.

Например, Постановление N 102:

– установлено правило «третий лишний» -необходимо две заявки РТ с подтверждением страны происхождения товара, а соответствующая заявка только одна.

Ответственность заказчика за нарушения, связанные с квотированием

Для заказчиков по Закону №  44-ФЗ с 1 января 2023 года Минпромторг РФ предлагал ввести ответственность за невыполнение квотирования по закупкам российских товаров. Это следовало из подготовленного министерством законопроекта, предусматривающего внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и опубликованного на портале проектов НПА. На сегодняшний день в КоАП РФ не внесены изменения, поэтому при проведении контрольных мероприятий территориальные УФАС выдают предписания об устранении выявленных нарушений ст.30.1, а также применяют административную ответственность по ч. 1.4, ч. 3, ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ:

– нарушение сроков размещения, не размещение или отсутствие обоснования в отчете.

Данная позиции подтверждена письмами ФАС России N 28/37143/23 [10] и N МШ/24867/23 [11] 2023 года и решениями территориальных УФАС.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 16.06.2023 по делу N 11-80/23 (Нарушение ч. 2 ст. 30.1 и п. 2 ч., ст. 30.1 44-ФЗ. Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении). – Нарушение сроков размещения отчета, отчет не содержит обоснование.

Решение Астраханского УФАС России от 12.01.2023 N 030/06/34-15/2023 (Нарушение ч. 2 ст. 30.1, 44-ФЗ. Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, состав которых предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30, частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ). – Не размещение отчета в ЕИС.

Кроме того, начиная с 2021 года, еще до размещения в ЕИС первых отчетов об объеме закупок РТ, контрольные органы указывали заказчикам, какие типовые ошибки, допущенные при подготовке документов по закупке, могут привести к нарушениям в части квоты.

Неверный код ОКПД2/КТРУ, а так же код  НКМИ(в случаях, установленных законодательством при закупке МИ) Обязанность применения правил квотирования возникает у заказчика при закупке продукции, которая одновременно соответствует коду ОКПД2, как в ограничительном перечне, так и в перечне Приложения Постановления N 2014.

 

Неверно указанный код ОКПД2/КТРУ, или в закупке МИ не учли коды НКМИ (если это установлено законодательством), может привести к нарушению в части неприменения ограничения и квотирования.

Нарушение порядка обоснования НМЦК Порядок обоснования НМЦК предусматривает применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Определение идентичности и однородности товаров осуществляется в соответствии с ч. 13 и 14 ст. 22 44-ФЗ, где заказчиком учитываются исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС.

Расчет осуществляется на основании цен производителей продукции, указанных в ГИСП. При наличии в ГИСП информации о менее чем трех субъектах, заказчик направляет запрос об информации о цене товара также поставщикам, которые осуществляют поставки ЕАЭС продукции, и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится в реестре контрактов с надлежащим исполнением обязательств.

Рекомендуем: Если выбран метод анализа рынка, переходите к источникам информации о ценах в соответствии с ч.5, ч. 18 ст.22 Закона № 44-ФЗ. Работаем по поиску необходимой продукции в ГИСП в Каталоге продукции. Запросы КП направляем только производителям товаров из ГИСП (ссылаемся на применение Постановления №2014 и просим указать реестровые номера продукции из реестров). Если предложений меньше 3-х, используем другие источники (реестр контрактов, запрос в ЕИС). Проверяем предложения на идентичность/однородность.

Указание дополнительных характеристик (при установлении запрета)/ отсутствие обоснования при установлении дополнительных характеристик При размещении извещения заказчик указывает наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования КТРУ. Если в описании товара применили обязательные позиции КТРУ, то необходимо учитывать правила Постановления N 145(12).

Например, если ваша закупка попадает под Постановление N 878 и Постановление N 2014 применение дополнительных характеристик запрещено, даже с обоснованием.  У позиций в КТРУ по каждому товару указаны дата включения в каталог и дата применения сведений КТРУ. Это важно, так как некоторые позиции хотя и включены в КТРУ, но пока еще необязательны к применению и носят исключительно справочный характер.

Решение Магаданского УФАС России от 03.03.2022 по делу N 049/06/33-38/2022 Нарушение: ч. 1.1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Магаданского УФАС России от 14.02.2022 по делу N 049/06/99-25/2022 Нарушение: ч. 1.1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Воронежского УФАС России от 25.08.2021 по делу N 036/06/64-942/2021 Нарушение: ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.

 

Не проверено наличие товара в реестрах ГИСП Еще раз хочется, уточнить, что критерий для определения квотированных товаров -это включение позиций, определенных по кодам ОКПД2, в соответствующие реестры ГИСП, а не просто российско- евразийская продукция.

Принципиальная  норма которую должен учитывать специалист, это первичное изучение и анализ актуальных предложений в реестрах.

В отношении оценки обязанности заказчика осуществления минимального объема закупок Правительством РФ разработан порядок, критерии и последствия контроля. Оценка действий заказчика возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок (Минпромторг РФ). Норму закона, в части оценки действий заказчика, подтверждают решения территориальных УФАС, выданные в результате рассмотрения жалоб от участников закупок.

Решение Тульского УФАС России от 13.04.2023 по делу N 071/06/106-420/2023 Обстоятельства: Поступила жалоба Заявителя, согласно которой Заказчик при описании объекта закупки не применил соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и при описании объекта закупки неправомерно использовал характеристики поставляемых товаров, не указанные в описании соответствующей позиции КТРУ. Решение: Признать жалобу необоснованной.

Достижение или не достижение заказчиком минимальной доли закупок за отчетный год не относится к порядку проведения закупок.

Таким образом, антимонопольный орган не уполномочен осуществлять оценку достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Следовательно, министерство (Минпромторг РФ), по итогам анализа размещенных заказчиками отчетов, составляет отчет о результатах оценки достижения заказчиками минимальной доли закупок. В документе отражаются, при необходимости, предложения по корректировке размера минимальной доли и изменения перечней НПА об ограничении допуска иностранных товаров.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон N 44-ФЗ).

[2] Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (вместе с «Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования», «Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств») (далее по тексту – Постановление N  2014).

[3] Письмо Минпромторга России от 27.04.2022 N ОВ-39122/12 «О формировании единого подхода к осуществлению закупок» (далее по тексту – Письмо Минпромторга РФ N ОВ-39122/12).

[4] Письмо Минпромторга России от 02.03.2021 N 15387/12 «По вопросу реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014» (далее по тексту – Письмо Минпромторга РФ N 15387/12).

[5] Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N  617).

[6] Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с “Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее по тексту – Постановление N 878).

[7] Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 102).

[8] Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 N 318 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление N 318).

[9] Постановление Правительства РФ от 27.03.2023 N 486 (ред. от 31.05.2023) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление N 486).

[10] Письмо ФАС России от 15.05.2023 N 28/37143/23 «О рассмотрении обращения» (далее по тексту – Письмо ФАС РФ N 28/37143/23).

[11] Письмо ФАС России от 04.04.2023 N МШ/24867/23 «О направлении разъяснений по вопросу применения отдельных положений КоАП» (далее по тексту – Письмо ФАС РФ N МШ/24867/23).

[12] Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 145).

Татьяна Спильчевская Эконом-Эксперт
Exit mobile version