Гражданский контроль государственных закупок

Как сейчас контролеры рекомендуют устанавливать требования, проверять характеристики и оценивать заявки

Требования законодательства меняются, поэтому корректируется и практика правоприменения. Рекомендуем отслеживать решения региональных контролеров и практику центрального аппарата ФАС, чтобы ваши закупки не обжаловали. В статье — последние кейсы для решения вопросов, с которыми вы сталкиваетесь каждый день.

кейс

Сверяйте характеристики медизделия с регистрационным удостоверением

Внимательно сверяйте характеристики товара, которые указал участник, и те, что есть в официальных документах к нему. На территории России все медицинские изделия должны иметь регистрационное удостоверение. Заказчики в извещении указывают характеристики такого товара в полном соответствии с регудостоверением к нему. В свою очередь участник закупки должен предлагать медизделие по аналогичным характеристикам. Дополнять или изменять характеристики нельзя. Участник закупки предложил товар с характеристиками, которые отличаются от регудостоверения — отклоняйте его заявку на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ за предоставление недостоверных сведений. Вывод подтверждает свежая практика контроля.

Так, участник закупки на поставку медицинских изделий предложил товар «Матрацы для кроватей медицинских функциональных с принадлежностями» с регистрационным удостоверением. Но его заявку комиссия заказчика отклонила по причине предоставления недостоверной информации. Участник закупки обжаловал действия комиссии в ФАС. Антимонопольная служба подтвердила правильность решения заказчика.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, которые прошли государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством (ч. 4 ст. 38 Закона № 323-ФЗ). При этом для госрегистрации медизделия представляется в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации, а регистрирующий орган формирует досье, которое включает эти документы (подп. «г» п. 10, подп. «а» п. 54 правил из постановления Правительства от 27.12.2012 № 1416).

То есть инструкция и руководство по эксплуатации входят в состав досье и представляются в числе обязательных документов при регистрации медицинского изделия. Но в составе заявки участник закупки предложил к поставке матрацы, параметры которых не соответствовали инструкции из регудостоверения. Заказчик сверил данные и выяснил, что матрацы, которые предложены в заявке, имеют ширину 860 мм, в то время как в инструкции по эксплуатации ширина такого медицинского изделия — 800 мм. Следовательно, заказчик принял верное решение и отклонил заявку участника как не соответствующую требованиям извещения (решение ФАС от 15.03.2024 № 28/06/105-690/2024).

кейс

Отклоняйте заявку участника за предоставление недостоверной информации, только если есть доказательства

Чтобы отклонить заявку участника за предоставление недостоверных сведений на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, недостаточно наличия формальной недостоверности — нужны доказательства. То есть провозглашается презумпция невиновности участника закупки. В ином случае действия заказчика будут расценены как нарушение Закона № 44-ФЗ. К такому выводу пришла ФАС, когда рассматривала жалобу участника закупки.

Заказчик закупал строительно-монтажные работы и установил дополнительные требования по постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571. Соответствие требованиям нужно было подтвердить договором. Заявку одного из участников отклонили, он обжаловал действия заказчика в ФАС.

Антимонопольное ведомство изучило протокол подведения итогов, по которому заявка участника признана не соответствующей требованиям извещения. Причина — выявлена недостоверная информация, в представленном в составе заявки договоре генеральным подрядчиком на выполнение работ по строительству жилого дома являлась другая организация, а не участник закупки.

Участник закупки на заседании ФАС предъявил договор субподряда, а заказчик не сумел доказать, что участник не выполнял работы по строительству. ФАС признала действия заказчика неправомерными (решение ФАС от 25.03.2024 № 28/06/105-808/2024).

кейс

Верно устанавливайте доптребования, чтобы закупку не обжаловали

Установите доптребования неверно — ваши действия участники оспорят, а антимонопольная служба их поддержит. Заказчик неверно установил требования в закупке на снос объектов капстроительства. ФАС отменила закупку.

Заказчик закупал демонтаж нестационарных объектов питания. В извещении установил требование к участникам о наличии опыта выполнения работ по сносу объекта капитального строительства по позиции 12 приложения к постановлению № 2571. Однако нестационарный торговый объект — это временное сооружение или конструкция, не связанная прочно с земельным участком. Об этом говорит пункт 6 статьи 2 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ. А объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, за исключением некапитальных строений, сооружений (п. 10 ст. 1 ГрК). Комиссия ФАС установила, что объекты, которые планирует снести заказчик, не являются объектами капитального строительства. Поэтому доптребования заказчик установил неправомерно. Таким образом, он ограничил количество участников, которые имели право подавать заявки. В закупке контролеры обнаружили и другие нарушения.

Заказчик в извещении допустил множество технических ошибок. К примеру, установил противоречивые сроки выполнения работ, указал неверную площадь объекта, установил требование о соответствии выполняемых работ нормативно-техническим документам, которые утратили силу. Кроме того, заказчик не разместил требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, не установил в проекте контракта обязательное условие о выплате аванса, которое предусмотрено пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

По итогам проверки в действиях заказчика ФАС установила нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, пунктов 12, 20 части 1 статьи 42, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ (решение ФАС от 26.03.2024 № 28/06/105-814/2024).

кейс

Не нарушайте сроки подведения итогов закупки, даже если определение поставщика приостановлено по жалобе

Приостановление действий по определению поставщика не означает полный запрет на все действия заказчика. Контрольный орган до рассмотрения жалобы по существу приостанавливает определение поставщика только в части заключения контракта заказчиком. Об этом сказано в части 7 статьи 106 Закона № 44-ФЗ. Зачастую заказчики нарушают регламентированные сроки, которые отведены на действия по подведению итогов закупки. Например, не размещают протокол подведения итогов, не направляют проект контракта поставщику, когда запрет на действия не снят. Это нарушение Закона № 44-ФЗ. ФАС в ходе внеплановой проверки обязательно обратит внимание на эти нарушения.

30 января 2024 года общество подало жалобу на действия оператора электронной площадки. 1 февраля ФАС приостановило определение поставщика. После этого заказчик направил победителю проект контракта на подпись. Участник закупки обжаловал действия заказчика, который разместил проект контракта в период приостановления определения поставщика. Жалобу признали необоснованной, поскольку контрольный орган приостанавливает определение поставщика исключительно в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ). Действия заказчика по направлению на подпись проекта государственного контракта и иные, кроме заключения контракта, не приостанавливаются (решение ФАС от 22.02.2024 № 28/06/105-441/2024).

кейс

Не устанавливайте требование предоставить документы об оплате

В порядке оценки заявок на участие в конкурсе неправомерно требовать предоставить платежные документы, которые сформированы в результате проведения расчетов и подтверждающие перечисление средств в качестве оплаты. Эти документы не подтверждают наличие у участника опыта.

Заказчик в порядке оценки заявок требовал от участника предоставить платежные документы по контрактам как подтверждение опыта. Комиссия ФАС пришла к выводу, что такой порядок оценки ставит участников в неравное положение. О факте выполнения работ и исполнении обязательств свидетельствует составление и подписание сторонами акта о выполненных работах, предоставление разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Эти документы, а не факт оплаты, устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых обязательств. Действия заказчика, который предусмотрел в порядке оценки необходимость предоставления платежек в составе документов для подтверждения опыта, не соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ (решение ФАС от 11.03.2023 № 28/06/105-582/2024).

Алексей МЕРЕТ, эксперт по закупкам, электронный журнал «Административная практика ФАС»
Exit mobile version