Гражданский контроль государственных закупок

Как происходит отмена процедуры заключения (расторжение) госконтракта

В случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ от 05.04.2013, процедура заключения контракта между поставщиком и исполнителем может быть отменена, контракт может быть расторгнут. Рассмотрим соответствующие основания подробнее.

Как происходит отмена процедуры заключения контракта:

Для начала рассмотрим правоотношение, при котором происходит отмена заключения контракта по 44-ФЗ, то есть, аннулирование самой процедуры его заключения в рамках взаимодействия между заказчиком и исполнителем по тендеру. Закон № 44-ФЗ предусматривает достаточно много ситуаций, при которых фактически осуществляется прекращение рассматриваемой процедуры. Например — признание исполнителя уклонившимся от заключения договора, когда:

Еще вариант – когда исполнитель отстранен от процедуры определения поставщика. Это возможно, если, например, участник не соответствует требованиям, определенным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, либо имеет крупные недоимки по налогам (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) или включен в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Второй тип правоотношений – отмена контракта, который уже заключен. Рассмотрим, как производится данная процедура.

Отмена действующего контракта: как осуществить?

Расторжение действующего государственного контракта возможно (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

Кроме того, предусматривается одностороннее прекращение контракта по инициативе заказчика, если исполнитель существенно нарушил условия договора. В этом случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, в РНП попадают и поставщики, с которыми договор был расторгнут по решению суда.

Если отказ от исполнения контракта инициирован заказчиком, то он будет законным, если:

В свою очередь, односторонний отказ исполнителя возможен только при наличии тех же условий в договоре, пусть они и касаются права на расторжение контракта заказчиком (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Сама по себе возможность отражения в контракте права сторон на его одностороннее отражение закреплена в ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, это опция не должна противоречить положениям ч. 8-25 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Отмена контракта по 44-ФЗ базируется, таким образом, на положениях ГК РФ, если не применимы иные основания – соглашение сторон или принятие решения судом. При этом, одни положения ГК РФ будут применимы заказчиком, а другие – исполнителем.

К числу основных «отказных» норм Кодекса для заказчика можно отнести те, что закреплены, в частности:

Довольно специфическая норма закреплена в ст. 717 ГК РФ. Там сказано, что заказчик вправе в любое время до получения результатов работы отказаться от исполнения контракта, уплатив исполнителю фактически выполненный к тому моменту объем работ. Но при этом данная норма применима, если самим контрактом не предусмотрено иного.

В свою очередь, исполнитель может отказаться от контракта на основании положений:

Практический отказ от контракта на основании указанных выше положений ГК РФ, осуществляется посредством направления отказывающейся стороной уведомления другой стороне о желании отказаться от договора. По общему правилу, договор прекращается сразу после получения другой стороной соответствующего уведомления (п. 1 ст. 450.1 ГК РФ). В случае с госзакупками действуют специальные нормы об уведомлении, установленные ч. 12 и 20 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, соответственно, для заказчика и исполнителя. Так, заказчик уведомляет поставщика не позднее рабочего дня, следующего за тем, в котором принял решение отказаться от контракта, сразу тремя способами:

В свою очередь, поставщик при принятии решения расторгнуть договор должен в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомить заказчика:

Решение заказчика или исполнителя об отказе в исполнении договора вступает силу (и договор рассматривается как расторгнутый) через 10 дней после уведомления другой стороны (ч. 13, 21 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Отказ от исполнения государственного контракта, базирующийся на нормах ГК РФ, в случае, если их применение признано законным, не приводит к попаданию исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 № Ф06-770/2015 по делу № А55-18240/2013).

Законом № 44-ФЗ также предусмотрена отмена одностороннего расторжения контракта. Рассмотрим, когда она применяется в случае расторжения на основании норм ГК РФ.

Основания для отмены расторжения контракта

В соответствии с ч. 14 и 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик или исполнитель обязаны отменить еще не вступившее в силу решение об отказе от исполнения договора, если в течение 10 дней после уведомления другой стороны о соответствующем решении устранено нарушение положений контракта, в связи с которым данное решение было принято. В указанных положениях закона прописана фактически единообразная норма, по которой происходит отмена одностороннего отказа от исполнения контракта.

Вышеуказанная норма, по которой обязательна отмена одностороннего отказа от контракта поставщиком, не применяется, если исполнитель повторно нарушил условие договора, на основании которого заказчик, действуя в соответствии с положениями ГК РФ, отказывается от исполнения договора.

Контракт расторгнут: можно ли оспорить?

Любой участник госзакупки в соответствии с российским законодательством вправе обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке или в порядке, установленном нормами главы 6 Закона № 44-ФЗ, в Федеральной антимонопольной службе (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Решение комиссии о закупках на стороне заказчика, принятое в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, участник закупок может оспорить в порядке, установленном данным законом, обратившись в ФАС (ч. 9 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Поскольку решение об отмене договора заказчиком принимает соответствующая комиссия, то применение указанной нормы об оспаривании возможно и в случае соответствующей отмены.

Любое нарушение положений Главы 1 Закона № 44-ФЗ, которая регулирует в том числе прекращение процедуры заключения контракта по ряду оснований, может быть оспорено в суде по иску заинтересованного лица (ст. 47 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, у пострадавшего поставщика при неправомерном, по его мнению, отказе заказчика от госконтракта, есть возможность защитить свои права двумя основными способами — посредством обращения в ФАС или в суд.

Читайте материал по теме: Включение в РНП за "уклонение" от подписания госконтракта: примеры из практики за 2019 - 2021 годы
Exit mobile version