Закупаются медицинские изделия из первого перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102. Участник закупки подал заявку 20 апреля 2023 г., включив в нее сертификат по форме СТ-1, действующий до 25 апреля 2023 г. Заявки рассматриваются комиссией заказчика 25 апреля 2023 г. Считается ли такой участник подтвердившим российское происхождение товара для целей применения ограничений допуска?
Ответ
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102[1] (далее — ПП РФ № 102) подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и перечень № 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов ЕАЭС, по форме СТ-1.
Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение № 29) утверждено Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 № 29.
Согласно п. 3.7 Положения № 29 сертификат формы СТ-1 прекращает свое действие после завершения закупки, для которой он был предназначен, за исключением сертификатов СТ-1, указанных в п. 3.8 Положения № 29. В п. 3.8 Положения № 29 сказано, что на товары, указанные в Перечне 1, допускается выдача сертификатов формы СТ-1 сроком действия до одного года в порядке, предусмотренном разделом 6 Положения № 29. В свою очередь, в п. 6.1 Положения № 29 говорится, что сертификаты формы СТ-1 сроком действия до одного года выдаются уполномоченными ТПП исключительно производителям товаров, указанных в п. 3.8 Положения № 29, при условии наличия годового акта экспертизы на такие товары.
Следовательно, если в рассматриваемом случае сертификат СТ-1 выдан производителю (а не участнику для конкретной закупки) сроком на один год, то срок действия этого СТ-1 оканчивается 25 апреля 2023 г. и не продлевается до завершения закупки.
Как показывает анализ правоприменительной практики, заявки, содержащие полученный производителем сертификат СТ-1, срок действия которого на дату рассмотрения истек, приравниваются к заявкам с предложениями о поставке иностранных товаров в силу п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ[2].
Но иногда встречается и противоположный подход, когда контрольный орган считает, что для признания товара российским достаточно, чтобы сертификат по форме СТ-1 был действителен на дату подачи заявки[3].
Таким образом, в связи с наличием противоречивой правоприменительной практики однозначно ответить на поставленный вопрос не представляется возможным. Вместе с тем, на наш взгляд, более обоснован первый подход, когда для признания товара российским необходим сертификат СТ-1, действующий на дату рассмотрения заявки.
- «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- См. решения Иркутского УФАС России от 28.04.2022 по закупке № 0134200000122001306, Новгородского УФАС России от 25.01.2021 № 053/06/69-24/2022 (изв. № 0850200000421002004), Мурманского УФАС России от 27.06.2022 № 051/06/106-364/2022 (изв. № 0149200002322003420), Кировского УФАС России от 23.06.2017 № 257/03-17-э (изв. № 0340200003317001326).
- Решение Московского УФАС России от 07.02.2022 по делу № 077/06/106-1610/2023 (изв. № 0373200087823000049).
Ольга Никитина электронный журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ