Гражданский контроль государственных закупок

Изменения в Законе № 44-ФЗ с 1 января 2023 года

Ежегодно под бой курантов Закон № 44-ФЗ становится лучшей версией себя — вступают в силу многочисленные поправки, направленные на его совершенствование. Новый 2023 год не стал исключением, и в настоящей статье разберем все произошедшие изменения.

I. Изменения в правовом статусе участников закупок

1. С 1 января 2023 г. перечень офшорных зон определяется ссылкой на перечень, утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ, а не в соответствии подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, как это было ранее. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2023 г. Перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 26.05.2022 № 83н. Для участников контрактной системы произошедшие изменения вряд ли будут иметь большое практическое значение, однако стоит заметить, что названный перечень включает больше (57 вместо 41) государств и территорий, нежели утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), по которому офшорность определялась до 1 января 2023 г.

2. Участники закупок, являющиеся иностранными лицами, получили право использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации. Фамилия и инициалы владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, подписавшего предусмотренные Законом № 44-ФЗ информацию и документы, подлежащие размещению в ЕИС, размещаются в ЕИС (соответствующие изменения вступили в силу в ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ) .

3. Уточнены требования об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участниками закупки (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Ранее под конфликтом интересов понимались ситуации, указанные в табл. 1.

 

Таблица 1

Структурированное представление п. 9 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ
в редакции, действовавшей до 01.01.2023

Со стороны
заказчика:
Со стороны
заказчика: 
Запрещенные виды отношений:
• руководитель заказчика

• член комиссии по осуществлению закупок

• руководитель контрактной службы заказчика

• контрактный управляющий

выгодоприобретатели хозяйственного общества

• единоличный исполнительный орган хозяйственного общества (директор, генеральный директор, управляющий, президент и др.)

• члены коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества

• руководитель (директор, генеральный директор) учреждения или унитарного предприятия

• иные органы управления участников закупок – юридических лиц

• участники закупок – физические лица, в т. ч. зарегистрированные в качестве ИП

 • брак

 • близкое родство (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки; полнородные и неполнородные (имеющие только общих отца или мать) братья и сестры)

 • отношения усыновитель/усыновленный

Как следует из таблицы, должностные лица заказчиков не должны были состоять с перечисленными в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ представителями участников закупки в браке, близком родстве или отношениях усыновитель/усыновленный. При этом из текста нормы напрямую не следовало, что, например, сам контрактный управляющий не может являться участником закупки в качестве физического лица, в т. ч. зарегистрированного в качестве ИП. Это следовало лишь из п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещалось в торгах и запросе котировок организаторов торгов и запроса котировок, их заказчиков, а также работников организаторов или работников заказчиков.

Произошедшие изменения были направлены совершенствование юридической техники, примененной в рассматриваемой норме, и на ужесточение требований о недопустимости конфликта интересов (табл. 2).

 

Таблица 2

Структурированное представление п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2023

Категории лиц, подпадающих под запрет Кем не могут выступать указанные лица
 • должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий)

• супруг (супруга) должностного лица заказчика

• близкий родственник должностного лица заказчика по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка)

• полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра) должностного лица заказчика

• лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица

• физическим лицом (в т. ч. зарегистрированным в качестве ИП), являющимся участником закупки

• руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки

• единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки

Также из новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ прямо следует, что руководитель организации-заказчика не может являться учредителем унитарной организации, являющейся участником закупки. Эта ситуация не так уж редко встречается на практике: представьте, что городская администрация объявила электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству парковых зон, а принять участие в закупке намеревается МУП «Благоустройство», учредителем которого является все та же городская администрация).

Также было уточнено, что под выгодоприобретателем понимается физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 % голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей 10 % в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (ранее хозяйственные товарищества в определении выгодприобретателей не упоминались, а формулировка «напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц)» имелась только перед указанием на голосующие акции хозяйственных обществ)..

Кроме того, новая редакции нормы отличается большей структурированностью: за счет выделения отдельных подпунктов теперь гораздо понятнее, какие требования предъявляются к участникам закупок – физическим лицам, унитарным организациям и корпоративным юридическим лицам.

II. Изменения в некоторых основаниях для осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

1.  По п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ теперь можно закупать в т. ч. услуги по обращению с отходами I и II классов опасности.

2.  Вступил в силу п. 61 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на основании которого могут заключаться с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракты на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники.

3.  Уточнен порядок осуществления «закупки с полки», предусмотренный ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Изменения призваны сделать данный механизм более востребованным у заказчиков и участников закупок.

Ранее в п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривалось, что в случае наличия менее двух предварительных предложений, соответствующих установленным в извещении о закупке требованиям, оператор электронной площадки в течение часа с момента публикации такого извещения направляет заказчику уведомление об отсутствии двух заявок на участие в закупке, а также размещает такое уведомление в ЕИС. С 1 января 2023 г. уведомление направляется лишь в случае полного отсутствия заявок, соответствующих требованиям извещения о закупке. При наличии хотя бы одного предварительного предложения, соответствующего таким требованиям, такое предложение будет направлено оператором заказчику в качестве заявки, которой присвоен первый порядковый номер (см. изменения в подп. «а» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). И если не найдется никаких оснований для признания данной заявки несоответствующей требованиям извещения о закупке, то с ее подателем может и должен быть заключен контракт.

III. Отдельные точечные усовершенствования

1. До 1 января 2023 г. в ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ говорилось, что в случае непредставления победителем конкурса/аукциона вместе с подписанным контрактом информации, подтверждающей добросовестность участника закупки (или если представленная информация оказалась недостоверной), либо увеличенного обеспечения исполнения контракта такой участник признается уклонившим от заключения контракта и что соответствующее решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания. Теперь требований о составлении протокола в данной норме нет. Очевидно, данные положения исключены из ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ в связи с их избыточностью, поскольку ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ исчерпывающим образом регламентирует действия заказчика в случае признания участника закупки, с которым заключается контракт, уклонившимся от заключения контракта.

2. Вдвое сокращен срок реализации обеспечения заявки, которая оказалась третьей в течение одного календарного квартала заявкой участника закупки, подвергшейся отклонению на одной электронной площадке по основаниям, установленным п. 1–3, 5–9 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ. Если обеспечение заявки предоставлялось путем блокирования соответствующей денежной суммы на спецсчете участника закупки, то оператор электронной площадки направит банку, в котором открыт спецсчет, запрос о ее перечислении суммы обеспечения заявки в бюджет через 15 дней (а не 30, как раньше) с даты размещения на электронной площадке протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (см. п. 1 ч. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в нов. ред). Если обеспечение заявки предоставлялось в виде независимой гарантии, то информация о необходимости реализовать требование по данной гарантии будет направляться заказчику, отклонившему третью за квартал заявку, через 15 дней (а не 30, как раньше) с даты размещения на электронной площадке протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (см. п. 1 ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в нов. ред).

3. В явном виде закреплена возможность проведения электронного конкурса на право заключить контракт. Соответствующие изменения произошли в ч. 8 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, где появилась следующая формулировка: «Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае проведения заказчиком «закупки без объема», предусмотренной ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта». До 1 января 2023 г. возможность подачи отрицательного ценового предложения предусматривалась Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604), однако непосредственно в тексте ст. 49 Закона № 44-ФЗ, безусловно, не хватало некоторой определенности на этот счет.

А при проведении электронного аукциона упразднен лимит на максимальный размер платы за право заключить контракт, который может быть предложен при проведении аукциона «на повышение». Раньше такой лимит составлял 100 млн руб. (Подп. «г» п. 9 ст. 49 Закона № 44-ФЗ)

4. Передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность больше не является условием для применения Закона № 44-ФЗ юридическими лицами, которым предоставляются субсидии, предусмотренные п. 8 и 8.1 ст. 78, подп. 3 и 3.1 ст. 78.3 БК РФ:

• юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию;

• юридическим лицам-коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 % акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ;

• государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям. Это означает, что такие лица пополнят ряды заказчиков, применяющих Закон № 44-ФЗ, независимо от выполнения данного условия.

5. Внесены уточнения в порядок осуществления совместных закупок уполномоченным органом. До 1 января 2023 г. в п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ говорилось, что контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Теперь в этой норме сделана важная оговорка: «Если стороной соглашения является уполномоченный орган, осуществляющий исключительно полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчика, контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается таким заказчиком».

6. Основания для изменения существенных условий контракта в процессе его исполнения, предусмотренные п. 1.3, 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, теперь применимы и к контрактам, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр.

АО «Российский аукционный дом». Учебный центр
Exit mobile version