Гражданский контроль государственных закупок

Изменение условий контракта, заключенного на основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

На основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с единственным контрагентом заключен контракт на поставку музыкальных инструментов.

Можно ли после подписания данного контракта изменить срок поставки и порядок оплаты? Как соответствующие изменения должны быть оформлены?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Срок поставки товаров по договору, заключенному на основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не относится к существенным условиям контракта и принципиально может быть изменен путем оформления дополнительного соглашения к контракту. Основания для изменения предусмотренного контрактом порядка оплаты отсутствуют.

Обоснование позиции:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении, за исключением отдельных случаев, предусмотренных указанным Законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, правомерным изменение существенных условий контракта может быть признано только в указанных выше случаях. В любых других случаях изменение существенных условий контракта является нарушением положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положения ст. 34 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).

Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Исходя из положений ст. 506 ГК РФ, а также поскольку поставка является разновидностью купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ), к названным в законе существенным условиям договора поставки относится условие о товаре, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Из сказанного можно сделать вывод, что сроки поставки к условиям контракта, которые нельзя изменять, в данном случае не относятся.

Таким образом, на наш взгляд, срок поставки товаров по договору, заключенному на основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, принципиально может быть изменен по соглашению сторон.

Однако подчеркнем, что изложенный вывод отражает лишь наше экспертное мнение. Судебную практику и официальные разъяснения по данному вопросу обнаружить не удалось.

В то же время в силу требований п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт обязательно включаются условия о порядке и сроках оплаты товаров, работ и услуг, поэтому указанные условия должны рассматриваться как существенные условия контракта. Соответственно, с учетом предусмотренного ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ запрета на изменение существенных условий контракта порядок оплаты может быть изменен только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ.

Изменение порядка оплаты, предусмотренного контрактом, принципиально допустимо на основании подп. 2-4, п. 6, п. 8, п. 10, п. 13 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1, ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем приведенные основания изменения существенных условий контракта в данной ситуации неприменимы*(3). Поэтому в рассматриваемом случае изменить предусмотренный контрактом порядок уплаты заказчиком аванса стороны не вправе.

Добавим также, что в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение о изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Иное Законом N 44-ФЗ не предусмотрено, соответственно, изменение контракта по соглашению сторон оформляется в простой письменной форме путем подписания сторонами соответствующего соглашения.

Таким образом, в приведенной ситуации поскольку контракт заключен в письменной форме, для изменения его условий сторонам необходимо оформить дополнительное соглашение к контракту.

Напомним, что ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ требует от заказчиков направлять для включения в реестр контрактов в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ были внесены изменения в условия контракта, информацию, которая предусмотрена ч. 2 этой статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В частности, согласно п. 15 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утверждены постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60) в реестр контрактов подлежат включению следующие информация и документы об изменении контракта:

– соглашение об изменении контракта, в том числе в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, их реквизиты;

– информация об изменении информации, включенной в реестр в соответствии с указанными Правилами;

– предусмотренные Законом N 44-ФЗ основания (причины) изменения контракта;

– информация и документы об уплате заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы возмещения фактически понесенного ущерба в связи с изменением условий контракта.

При этом непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий
Exit mobile version