Гражданский контроль государственных закупок

Электронная приемка по Закону № 44-ФЗ: основные моменты и требования

Электронная приемка – это процесс подтверждения факта поставки товара, выполнения работ или оказания услуг в рамках контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ. Она проводится в соответствии с требованиями указанного закона и осуществляется через единую информационную систему (ЕИС).

Почему же электронная приемка стала важной составляющей в системе государственных закупок?

Во-первых, она способствует повышению прозрачности и контроля за исполнением контракта. С помощью электронной приемки заказчик получает возможность более детально контролировать сроки поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, особенно, если на текущем исполнении заказчика находится много контрактов и по всем им нужно своевременно подписывать документы о приемке.

Во-вторых, электронная приемка позволяет избежать возможных споров между сторонами контракта по вопросам оформления приемочного документа, указания в таком документе наименования поставленной продукции, единицы измерения, цены и прочего, особенно если речь идет о поставке продукции, информация о которой включена в КТРУ. Благодаря использованию ЕИС и единых правил приемки, становится возможным уменьшить количество недоразумений и ошибок.

В-третьих, электронная приемка помогает ускорить процесс обработки и передачи документации. Вся информация о приемке и исполнении контракта хранится в ЕИС, что позволяет быстро и удобно получать к ней доступ. К сожалению для отдельных заказчиков и поставщиков доступ к такой информации имеют не только они, но и контролеры.

Таким образом, электронная приемка стала неотъемлемой частью современной системы государственных закупок. Она обеспечивает прозрачность и контроль за исполнением контракта, минимизирует возможность возникновения споров и ускоряет процесс обработки документации.

В каких случаях электронная приемка обязательна?

С 1 января 2022 года электронная приемка стала обязательной при исполнении всех контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур.

Однако, существуют некоторые исключения, когда проведение электронной приемки не требуется. К ним относятся закупки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции в области обороны, государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, а также подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

Проведение электронной приемки также не требуется в случаях, когда заказчиком по контракту выступает заказчик, в отношении которого иностранными государствами введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого введены меры ограничительного характера.

Электронная приемка обязательная не только в случаях проведения конкурентных электронных процедур, но также при осуществлении отдельных закупок у единственного поставщика.

В соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупки товаров на сумму, не превышающую 3 млн. рублей, проводятся посредством электронных площадок. При проведении заказчиком закупки по указанной норме электронная приемка обязательная. Также электронная приемка обязательна по результатам заключения контракта с единственным поставщиком по причине признания несостоявшимися электронных конкурентных процедур, по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а еще в случае заключения заказчиком контракта на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Дополнительно с 1 июля 2024 года существенно расшириться перечень контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, в которых будет предусматриваться электронная приемка. Нововведение предусмотрено Федеральным законом от 04.11.2022 № 420-ФЗ.

Как осуществляется электронная приемка?

Порядок электронного актирования описан в ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно установленной процедуре проект документа о приемке формирует поставщик в ЕИС в структурированном виде. Сформированный проект подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика и автоматически направляется заказчику в течение одного часа после его подписания.

Датой поступления заказчику проекта документа о приемке считается дата его направления в ЕИС в соответствии с часовой зоной заказчика. Заказчик рассматривает поступивший документ о приемке, подписывает его усиленной электронной подписью уполномоченного лица или членов приемочной комиссии (в случае ее создания).

В случае отказа от приемки заказчик подписывает и размещает в ЕИС мотивированный отказ. Подписанный документ о приемке (или мотивированный отказ) автоматически направляется поставщику в течение одного часа после его размещения заказчиком.

Датой поступления поставщику документа о приемке (или мотивированного отказа) считается дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной поставщика. Дата приемки считается датой размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.

В письме Федерального казначейства от 19 ноября 2021 года № 07-04-05/14-28375 указано, что документ о приемке в электронной форме содержит всю необходимую информацию, проверяемую органами Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежного обязательства получателя средств федерального бюджета. Представление в территориальные органы дополнительных документов, подтверждающих исполнение денежного обязательства (счетов, счетов-фактур), не требуется. Таким образом, прикладывать дополнительные документы к электронному документу о приемке не требуется, если иное не предусмотрено контрактом.

Если контрактом предусмотрено иное, то к документу о приемке могут прилагаться неструктурированные документы. Поэтому поставщику нужно всегда быть внимательным при формировании документа о приемке в ЕИС, предварительно прочитав условия заключенного им контракта.

Если же поставщик ошибся, то в целом возможность внесения исправлений в документ о приемке существует и она может быть реализована как поставщиком, так и заказчиком. Для этого используются механизмы создания исправления или корректировочного документа в ЕИС, которые позволяют внести как несущественные, так и существенные исправления. Кроме того, в версии ЕИС 13.0 добавлены дополнительные функции для более точной корректировки информации, такие как замена позиции ТРУ и корректировка стоимостных значений.

Сколько может рассматривать электронный документ о приемке заказчик?

Согласно ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик должен подписать документ о приемке либо мотивированный отказ в его подписании течение 20 рабочих дней с момента поступления от поставщика документа о приемке в ЕИС. Нормы, предусматривающий ответственность за нарушение указанного срока в действующем законодательстве прямо не содержится. Однако, Федеральное казначейство в письме от 5 декабря 2022 года № 20-01-03/30540 выразило свою позицию, согласно которой нарушение порядка электронной приемки может рассматриваться как несоставление документов о приемке и образовывать состав административного правонарушения, за которое предусмотрен административный штраф на ответственных должностных лиц в размере 20 тысяч рублей (ч. 9 ст.7.32 КоАП РФ)

ЗАКОН.ГУРУ

Exit mobile version