Гражданский контроль государственных закупок

Эксперты ВШЭ оценили эффективность малых госзакупок

Перевод малых закупок в электронный вид позволил добиться повышения конкуренции и экономии в сегменте, однако госзаказчики столкнулись с отсутствием гибкости при контрактации и усилением тренда на приоритет цены порой в ущерб качеству, следует из доклада экспертов Высшей школы экономики. При этом пока операторы электронных магазинов не до конца используют их потенциал, но высокая конкуренция заставляет разработчиков развивать сегмент. Ограничение же рынка малых закупок может привести к снижению эффективности и возврату заказчиков к прямым торгам, предупреждают эксперты, об этом пишет Коммерсант.

Цифровизация закупок малого объема (до 300 тыс. и 600 тыс. руб. в зависимости от номенклатуры) позволила повысить прозрачность процедур и добиться роста конкуренции в секторе, указывают эксперты Высшей школы экономики в докладе «Мониторинг закупок малого объема». Его авторы, проанализировали более 660 тыс. планов-графиков малых закупок на 2018–2019 гг. в Единой информационной системе в сфере закупок, более 3,3 млн малых закупок на крупных агрегаторах и в электронных магазинах.

При этом, как подсчитали эксперты ВШЭ, на малые закупки приходится 10% госзаказа при средней стоимости поставки 42,5 тыс. руб. – обычно это закупки канцтоваров, расходных материалов и сервиса.

Согласно докладу, средний показатель конкуренции в электронных магазинах составил 1,9 заявки на закупку в 2018 г. и 2,1 заявки в первом полугодии 2019 г. Среднее снижение цены по результатам малых закупок составило 8 и 7,6% соответственно против 6,5 и 5,3% экономии при конкурентных закупках по Закону № 44-ФЗ. Наиболее высокие показатели экономии зафиксированы в Московской области (19 и 16,7%). Это может объясняться скоростью проведения малых закупок (в среднем один-два дня), отсутствием обеспечения и сроками оплаты поставок.

Несмотря на положительный эффект автоматизации малых закупок, авторы указывают и на ее издержки.

Так, за исключением отдельных региональных практик, основным критерием выбора поставщика является цена, при этом отсутствует возможность пролонгации контракта с добросовестным контрагентом, что важно, например, в сферах обеспечения питания или клининговых услуг (составляют пятую часть малых закупок). При этом потенциал цифровизации используется недостаточно. В частности, высокий показатель экономии может объясняться неэффективным ценообразованием: для определения начальной цены заказчики в основном используют запрос коммерческих предложений, сопоставлением рыночных цен (на других площадках) приходится заниматься вручную. Пока не предусмотрены закупки напрямую с маркетплейсов, что привлекает к участию в малых закупках перекупщиков и посредников.

В целом же авторы отмечают высокую конкуренцию разработчиков и операторов электронных магазинов, которые предлагают все более качественные сервисы по запросу участников закупок. «Заказчики и поставщики сообща развивают сегмент и оптимизируют проведение закупок малого объема по всем законам рыночной экономики», – указывают эксперты. При этом ограничение числа сервисов может привести к падению их качества и снижению эффективности малых закупок.

Авторы доклада предлагают учесть региональный опыт малых закупок, разрешив проводить их в действующих электронных магазинах, также должны быть предусмотрены возможности закупки не по ценовому критерию.

 

Exit mobile version