Гражданский контроль государственных закупок

Десять новых ответов по проведению приемки от опытного заказчика. Как избежать ошибок

Приемка — заключительный этап работы с контрактом. В кейсах — о том, как провести приемку без нарушений. Используйте свежие примеры из практики в своей работе.

 Вопрос 1. Правомерно ли принимать ТРУ без предоставления гарантийных обязательств?

Нет, неправомерно. Если заказчик установил в контракте требование о предоставлении поставщиком обеспечения гарантийных обязательств, то он не может принимать и оплачивать товар, если обеспечение не предоставлено. Заказчик по контрактам на поставку систем виброакустической и акустической защиты информации и терминалов IP-телефонии провел приемку без предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Такие действия привели к нарушению части 7.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (решение УФАС по Новосибирской области от 16.04.2024 № 054/06/100-578/2024).

 Вопрос 2. Вправе ли заказчик принять товар, который отличается от указанного в контракте?

Нет, не вправе. Поставленный по контракту товар должен соответствовать условиям контракта и техническому заданию. Любые изменения и выявленные в ходе приемки несоответствия должны документально отображаться и фиксироваться посредством заключения дополнительных соглашений. Даже если заказчик принимает товар лучшего качества и свойств, он также должен подготовить и подписать соглашение о поставке улучшенного товара и отразить этот факт в реестре контрактов в ЕИС.

По контракту на поставку масла подсолнечного дезодорированного рафинированного поставщик поставил товар с улучшенными характеристиками, а именно: масло подсолнечное дезодорированное рафинированное вымороженное. В нарушение требований части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик провел приемку товара, который не соответствовал условиям контракта по объекту закупки, а также не внес соответствующие изменения в реестр контрактов. Такие действия предусматривают наличие состава административного правонарушения по части 10 статьи 7.32 КоАП (решение УФАС по Новосибирской области от 16.04.2024 № 054/06/100-578/2024; акт выездной проверки ГКУ Свердловской области «Хозяйственно-эксплуатационное управление Министерства образования и молодежной политики Свердловской области» от 25.06.2024 № б/н; акт выездной проверки Министерства образования Приморского края от 11.06.2024 № б/н).

 Вопрос 3. Могут ли члены закупочной комиссии быть также и членами приемочной комиссии?

Да, могут. Участие в составе приемочной комиссии членов закупочной комиссии не является коррупционным фактором. Антикоррупционных требований к составу комиссии в Законе № 44-ФЗ нет, поэтому включайте сотрудников на свое усмотрение. Например, вы вправе поручить приемку работникам контрактной службы или контрактному управляющему, членам закупочной комиссии или сотрудникам со специальными знаниями об объекте закупки (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

 Вопрос 4. Возможно ли частично принять работы по контракту?

Нет, нельзя, если по условиям контракта не предусмотрена частичная приемка. Документ о приемке подрядчик формирует после выполнения всего объема работ. В статье 711 ГК установлено, что, если в договоре не предусмотрена предварительная оплата работ или отдельных этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику цену после окончательной сдачи работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. Если в контракте предусмотрена оплата только после выполнения всех работ, которые предусмотрены этапом, оплатить досрочно приемку заказчик не вправе.

Частичная приемка и оплата работ в нарушение условий контракта могут вызвать претензии со стороны контрольно-счетных органов. Заказчик по контракту на организацию погрузки, вывоза и уборки снега с дворовых территорий и объектов дорожного хозяйства принял и оплатил частично выполненные работы, хотя контракт такого условия не предусматривал (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 № 09АП-2890/24 по делу № А40-196674/2023).

Также, если работы по контракту выполняются поэтапно, но условиями контракта не предусмотрено оформление частичной приемки по каждому из этапов, контролеры считают это нарушением. Заказчик по контрактам на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог установил этапы. Подрядчик при сдаче выполненной работы по каждому этапу должен представить один документ о приемке в рамках исполнения этапа. На основании такого документа осуществляется оплата. Вместе с тем заказчик, нарушая условия контракта, принял и оплатил более трех документов о приемке, выставленных подрядчиком по каждому этапу. Действия заказчика привели к нарушению пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (акт плановой выездной проверки комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края от 16.05.2024).

 Вопрос 5. Может ли заказчик провести приемку, если поставщик не выполнил все требования по контракту?

Недопустимо принимать и оплачивать товар, который поставлен без выполнения дополнительных условий, которые заказчик установил в контракте. Заказчик в контракте установил обязанность поставщика провести обучение, инструктаж, сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования. Техническое задание также предусматривало данные условия. При поставке требования заказчика не были выполнены, и, несмотря на это, заказчик принял и оплатил поставленное оборудование. Такими действиями заказчик нарушил требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 94, части 1 статьи 12 Закона № 44-ФЗ, а также пункта 4 статьи 78.1 БК (акт выездной проверки УФК по Свердловской области от 14.05.2024 №б/н).

 Вопрос 6. Необходимо ли в мотивированном отказе от приемки указывать причину отказа?

Да, необходимо. Отсутствие документа с конкретными причинами, почему заказчик не принимает результат по контракту, контролеры трактуют как нарушение заказчиком законодательства. При направлении поставщику отказа в приемке по контракту необходимо в обязательном порядке направить мотивированный отказ с пояснением причин такого отказа.

Поставщик разместил в ЕИС документы о приемке. Заказчик отказал в приемке, разместив в ЕИС отказ, при этом не приложил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин. Хотя в пункте 4 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено либо подписание документа о приемке, либо размещение мотивированного отказа. Комиссия УФАС признала неисполнение встречных обязательств из-за того, что заказчик не направил мотивированный отказ от подписания документов о приемке с указанием причин отказа.

В действиях заказчика контролеры признали нарушение требований пункта 4 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, ответственность за которые предусмотрена частью 9 статьи 7.32 КоАП (решение Санкт-Петербургского УФАС от 11.06.2024 № 078/10/104-743/2024; решение УФАС по Пензенской области от 20.05.2024 № 058/10/104-306/2024).

 Вопрос 7. Поставщик сорвал срок поставки, обязан ли заказчик начислить неустойку?

Да, обязан. Контрольные органы часто обращают внимание на выставление заказчиком претензий и неустоек в случае нарушения сроков или условий исполнения контрактов. Проводя сверку сроков по контрактам и сроков фактически выполненных обязательств, контролеры чаще всего находят несоответствие и проверяют, проводил ли заказчик работу по начислению неустоек.

Поставщик должен был поставить оборудование до 01.08.2023 с даты заключения контракта. Фактической датой поставки считается дата, которая указана в акте приема-передачи оборудования. Согласно акту приема-передачи оборудования по контракту и товарной накладной от 12.10.2023 № 98 дата принятия товара 24.11.2023, товар поставлен с нарушением срока на 114 дней. Несмотря на просрочку, заказчик не выставил требования об уплате неустоек на сумму 3 952 000 руб. и нарушил часть 6 статьи 34, пункт 3 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (акт выездной проверки УФК по Приморскому краю от 06.03.2024 № б/н; акт выездной проверки УФК по Свердловской области от 18.07.2024 № б/н).

 Вопрос 8. До какого момента заказчик имеет право начислить неустойку за просрочку: до даты поставки товара или до даты расторжения?

Согласно пункту 68 постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором. Если расторгаете контракт, начислите неустойку до даты, когда расторгли контракт. После расторжения контракта обязательства сторон прекращаются, поэтому начислять неустойку нельзя. На это указал ВАС в пунктах 3 и 10 постановления Пленума от 06.06.2014 № 35. Таким образом, потребовать неустойку можно до даты расторжения включительно.

 Вопрос 9. В какой срок размещать сведения о приемке в реестре контрактов?

Разместите сведения о приемке ТРУ структурированного контракта в реестре в день подписания документа о приемке. Для остальных контрактов — не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. Все документы по приемке и оплате по контракту подлежат обязательной публикации в ЕИС. Нарушение установленных для размещения сроков даже на один день может повлечь привлечение к административной ответственности и штрафу в размере 20 тыс. руб.

Заказчик в нарушение части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в реестре контрактов разместил сведения об исполнении контракта позже срока. Платежное поручение от 08.02.2024 размещено 29.05.2024 при регламентном сроке размещения не позднее 15.02.2024; платежное поручение от 29.11.2023 размещено 11.03.2024 при регламентном сроке размещения не позднее 06.12.2023, акт приема-передачи электрической энергии № 1971 от 31.12.2023, подписанный заказчиком 16.01.2024, размещен в ЕИС 01.02.2024.

Ответственность за такое правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП (постановление УФАС по Республике Алтай от 23.07.2024, акт по результатам проведения плановой проверки УФАС по Владимирской области от 26.04.2024 № 1/2024).

 Вопрос 10. Как исправить техническую ошибку в документе приемки?

Если заказчик разместил неверный документ или установил неверный статус по документу, отменить и внести изменения можно только по решению контрольного органа или суда. Для этого нужно подать так называемую «саможалобу» — обращение в УФАС и указать нарушения или ошибку, которые необходимо исправить. По результатам внеплановой проверки по такому обращению контрольный орган выдаст заказчику предписание об устранении нарушений, и у вас появятся основание и техническая возможность исправить неверные действия.

При формировании электронного документа о приемке заказчик допустил техническую ошибку — разместил информацию о приемке оказанной услуги вместо отказа в приемке. Вместе с тем прикрепил мотивированный отказ и акт о выявленных недостатках. Для устранения технической ошибки исполнитель направил в электронном виде документ о приемке на корректировку, однако при корректировке также отсутствовала возможность внести исправления. При этом исполнитель не отрицает факт неисполнения контракта в полном объеме. Заказчик пояснил, что если не исключить документ о приемке, то после фактического завершения услуги, при формировании заявки на кассовый расход в ЕИС в назначении платежа будет отображаться первоначальная редакция документа, а при формировании исполнителем нового документа о приемке сумма установится повторно и удвоится. В связи с тем, что внести какие-либо изменения заказчик самостоятельно не может, он направил обращение в контрольный орган.

Контрольный орган выявил, что заказчик допустил нарушение подпункта «а» пункта 4 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в части неправомерного подписания и размещения в ЕИС документа о приемке при невыполненной исполнителем услуге. При этом отдельным файлом в ЕИС прикрепил мотивированный отказ от приемки и акт о невыполнении работ. УФАС сочло, что заказчик допустил техническую ошибку, которую необходимо устранить путем выдачи предписания об устранении допущенного нарушения законодательства (решение УФАС по Республике Бурятия от 28.02.2024 № 003/06/99-85/2024).

Галина ЛАВРОВА, старший специалист по закупкам СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина», электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»
Exit mobile version