Гражданский контроль государственных закупок

Автоматизация госзакупок экономит 50 млрд рублей в год: планы по цифровизации малых закупок

Автоматизация в сфере госзакупок ежегодно экономит участникам закупочного процесса около 50 млрд рублей, заявила Анна Катамадзе, замруководителя Федерального казначейства, на Московском финансовом форуме. Она уточнила, что экономия достигается как за счет снижения прямых затрат (например, на бумагу, оргтехнику, нотариальные услуги и фонд оплаты труда), так и благодаря внедрению цифровых инструментов ЕИС (единая информационная система), таких как цифровые конкурентные процедуры и риск-ориентированные подходы.

Замминистра финансов Алексей Лавров отметил, что цифровизация в сфере госзакупок практически завершена и помогает обеспечивать прозрачность закупочных процедур. Однако он подчеркнул, что исключением остаются малые объемы закупок (до 600 тыс. рублей), которые пока не охвачены системой автоматизации. Объем таких закупок оценивается более чем в 1 трлн рублей, и этот сегмент остается вне регулирования, хотя, по мнению Лаврова, для него необходима как минимум прослеживаемость.

Катамадзе добавила, что по данным Казначейства, объем малых закупок составляет 1,2 трлн рублей, и работа с ними является трудозатратной, поскольку они обрабатываются вручную. Для сравнения, в рамках крупных госзакупок ежегодно заключается около 5 млн контрактов, и этот процесс полностью автоматизирован, не требующий постоянного контроля со стороны сотрудников.

В то же время, на долю малых закупок приходится около 20 млн контрактов, которые требуют ручной обработки, так как этот сегмент еще не цифровизирован.

Правительство РФ уже утвердило концепцию развития малого объема закупок, которая направлена на создание единых правил, обеспечивающих централизованный учет и прослеживаемость таких закупок. Планируется разработка отдельного каталога товаров, часто закупаемых в рамках малых закупок, с подробным описанием продукции, учитывая цифровые паспорта товаров отечественного производства. Также в рамках концепции будут установлены единые требования к информационным системам, которые должны применяться для проведения таких закупок.

В рамках “дорожных карт”, утвержденных для реализации этой концепции, до апреля 2025 года регуляторы обязаны внести в правительство проект поправок к Закону о контрактной системе (44-ФЗ). Кроме того, будет представлена унифицированная модель осуществления малых закупок, включающая порядок проведения закупок, механизм формирования предложений участников, выбора наилучшего предложения и ведения реестра контрактов. Планируется также создание модели формирования и ведения единого каталога товаров и предложения по финансированию этого процесса без привлечения средств из бюджета РФ.

Ксения Колбина
Exit mobile version