Гражданский контроль государственных закупок

Адресная помощь могла бы существенно снизить бедность

Счетная палата совместно с экспертами Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) провела анализ госполитики, направленной на снижение бедности, который показал, что комплексная госполитика в сфере обеспечения роста реальных доходов и снижения уровня бедности недостаточно систематизирована. Ей не хватает доказательной базы и адресности.

Отдельного документа или комплекса мероприятий, например, в форме нацпроекта, направленного на достижение этой цели, нет. Поэтому Счетная палата провела анализ всех мер государственной политики, которые могут потенциально влиять на достижение национальной цели по снижению бедности.

«На период середины лета этого года госполитика в сфере обеспечения роста реальных доходов и сокращения бедности не была обособлена на уровне отдельного документа или комплекса документов стратегического планирования и не могла быть логически реконструирована из массива мероприятий и отдельных элементов. Трансформационные механизмы влияния мер госполитики на итоговые эффекты достижения национальных целей в ключевых стратегических документах не описываются», – констатировала на Коллегии руководитель мероприятия, директор департамента исследований и методологии Счетной палаты Дарья Цыплакова.

В проанализированный период на реализацию наццелей по росту реальных доходов и снижению уровня бедности были направлены 992 мероприятия в рамках национальных проектов и государственных программ. Все они прописаны в Основных направлениях деятельности Правительства (ОНДП) и Едином плане по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 г.

Однако, как показал анализ СП, лишь для небольшой доли мероприятий возможна оценка вклада в достижение наццелей.

Недостаток данных приводит к отсутствию необходимой доказательной базы для объективной оценки результативности реализуемых мер и их вклада в достижение наццелей. Исполнители не проводят оценку результативности принимаемых мер.

Еще один важный аспект, на который обратила внимание Счетная палата, – это недостаточная нацеленность мер соцподдержки на малоимущих.

C 2014 года по 2018 год около 20% малоимущих домохозяйств находились за пределами государственной соцполитики, не получая никаких социальных выплат.

«Поэтому мы рекомендуем Минтруду провести анализ и систематизацию имеющейся системы соцподдержки и определить критерии их получения с указанием их вклада в снижение бедности или повышение доходов целевой группы населения, а также прорабатывать признаки получателей социальных пособий при разработке новых и модификации имеющихся мер, с тем чтобы их адресатами становились в первую очередь малоимущие», – сообщила Дарья Цыплакова.

По итогам анализа Счетная палата направила в Правительство ряд рекомендаций. В частности, ведомство предлагает дополнить стратегические документы (ОНДП и Единый план) подробным описанием трансформационного механизма и логики влияния мер государственной политики на достижение целевых эффектов роста доходов и снижения бедности. Для решения данной задачи могут быть использованы подходы теории изменений.

Помимо этого СП рекомендует:

Результаты мероприятия обсуждались с членами Правительства.

«Наш анализ и предложения призваны дать более комплексную картину и в конечном счете помочь Правительству более системно посмотреть на действующие механизмы достижения наццелей и повысить их эффективность. Например, адресная помощь могла бы существенно снизить бедность, так как она позволяет охватить больший круг людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Безусловно, роль экономического роста тоже никто не отменял. В целом считаю, что как методология, так и результаты нашего анализа дают мощный инструментарий для дальнейшей работы и принятия эффективных управленческих решений», – подвел итоги анализа глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

 

Exit mobile version