Гражданский контроль государственных закупок

Мониторинг госзакупок, значимых положительных изменений нет

У госзакупок низкая эффективность и уровень конкуренции к такому выводу пришла Счетная палата по итогам мониторинга за 2018 год.

Относительная экономия в 2018 году по 44-ФЗ составила 5,54%, по 223-ФЗ всего 4,4%.

«При общем преобладании закупок, осуществляемых у единственного поставщика, проблема объективного расчета цены контракта — один из основных вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения методов обоснования НМЦК. В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора, что влечет видимые риски их завышения», – указал на Коллегии аудитор Максим Рохмистров.

Следовательно, законодательство в сфере закупок не содержит действенной системы ценообразования, включая определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора.

Реализация мер по предотвращению коррупционных проявлений в сфере закупок, требует скорейшего отражения в законодательстве о контрактной системе и о закупках отдельными видами юридических лиц.

За четыре года года уровень конкуренции практически не изменился и составил по 44-ФЗ около 3-х заявок на 1 лот, по 223-ФЗ – менее 2-х заявок на 1 лот. При этом более 50% общего объема государственных и муниципальных закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки), около 94% объема корпоративных закупок осуществляются неконкурентными способами.

44-ФЗ излишне зарегулирован. Сложность регулирования системы влечет значительные издержки, как у заказчиков, так и участников закупок, которые делают контрактную систему в сфере закупок непривлекательной, а участие в закупках нерентабельным. «Следовательно, не способствует росту конкуренции и, в результате, повышению эффективности закупок», – отметил Максим Рохмистров.

Существующая единая информационная система в сфере закупок – ЕИС, не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок.

Проверка показала, что 21% времени своего существования она была недоступна в связи с проведением технических работ. Информация по большей части размещается не структурировано. В системе нет алгоритмов, которые бы выявляли недостоверные данные. «За последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на ее развитие и совершенствование», – резюмировал аудитор.

Ограничение доступа к корпоративным закупкам, произошедшее в результате внесенных в конце 2017 года поправок в Федеральный закон № 223‑ФЗ, не способствует повышению эффективности осуществления закупок и уровня конкуренции. ​

Поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ предоставили заказчикам право с 31 декабря 2017 года не размещать в ЕИС информацию о закупках финансовых услуг, услуг по использованию государственного и муниципального имущества.

Исключены из-под действия Федерального закона № 223-ФЗ закупки у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются взаимозависимыми лицами с заказчиком.

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации № 1723-р от 18 августа 2018 года расширен перечень случаев закупок товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС.

В результате, принятые в конце 2017 года поправки на практике еще больше ограничили доступ к корпоративным закупкам. Это приводит к ограничению конкуренции, несет в себе риски осуществления неэффективных закупок с ценой договоров выше рыночных, а также снижает эффективность осуществления корпоративных закупок. Это подтверждается соответствующими показателями – среднее количество заявок на 1 лот в 2018 году составило 1,56 заявки, относительная экономия составила 4,4 %.

Учитывая, что в 2018 году на закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ пришлось около 68 % общего объема государственных и корпоративных закупок, ограничение доступа к корпоративным закупкам является сдерживающим фактором для ускоренного роста национальной экономики.

Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок генерируют значимые коррупционные риски.

В опубликованном отчете Аудитор Счетной палаты Рохмистров предлагает повысить эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок и принять меры:

– в части ценообразования принять нормативный акт по регулированию вопросов ценообразования при осуществлении закупок;

– в части минимизации закупок у единственного поставщика включить в порядок подготовки актов об определении единственных поставщиков требования о предоставлении обоснования необходимости привлечения субподрядчиков, обязательном согласовании таких актов с Федеральным казначейством и заинтересованными ФОИВ в части их отраслевой компетенции;

В № 223-ФЗ Счетная палата предлагает внести изменения:

– в статье 3.6 установить критерии определения исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

– в статье 2 установить обязанность заказчиков в положении о закупке устанавливать порядок обоснования начальных (максимальных) цен договоров и запрет на конфликт интересов;

– в статье 3 установить предельный срок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Exit mobile version