РФ заблокировала запрос в ВТО на формирование арбитров для оспаривания норм Закона о закупках госкомпаний (223-ФЗ)

РФ заблокировала запрос в ВТО на формирование арбитров для оспаривания норм Закона о закупках госкомпаний (223-ФЗ)

Россия заблокировала запрос Евросоюза о создании во Всемирной торговой организации (ВТО) арбитров для оспаривания норм Закона о закупках госкомпаний (223-ФЗ), сообщил журналистам торговый источник в Женеве. Евросоюз обратился с соответствующим запросом в ВТО 19 ноября.

Члены организации могут заблокировать запрос в ВТО только единожды, на следующем заседании органа по разрешению споров третейская группа будет учреждена, если Евросоюз об этом снова попросит.

Представитель России в понедельник в ходе заседания органа Всемирной торговой организации (ВТО) по разрешению споров выразил готовность продолжить консультации с Евросоюзом для урегулирования спора о госзакупках, сообщил журналистам торговый источник в Женеве.

Минэкономразвития России сразу после запуска этого спора в июле заявило о готовности убедить ЕС, что правила госзакупок в стране не нарушают норм ВТО.

Предмет спора

ЕС оспаривает три российские меры, которые, несовместимы с законодательством ВТО, в частности с основным принципом национального режима ВТО, требующего, чтобы члены ВТО относились к иностранным и отечественным производителям недискриминационным образом.

Первая мера – Ценовые преференции, предоставляемые закупкам госкомпаниями в пользу российских товаров и услуг от российских организаций.

Это ценовое предпочтение изложено, в пункте 1 части 8 статьи 3 Закона N223, и в Постановлении Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

На этапе оценки своих закупок госкомпании вычитают 15% (до 30% для определенных товаров) из предложенной цены на отечественные товары или услуги российских организаций. Если затем будет выбрана заявка с отечественными товарами или услугами российской организации, то впоследствии все равно будет уплачена полная цена. Это означает, что импортные товары или услуги иностранных компаний оцениваются менее благоприятно на этом этапе оценки, поскольку они не получают выгоды от этого снижения цен на 15%. Это приводит к дискриминации заявок на импортные товары или услуги, предоставляемые иностранными организациями

ЕС оспаривает эту меру в той мере, в какой она применяется к неправительственным закупкам госкомпаниями, которые не являются госучреждениями, отмечается в документе.

Вторая оспариваемая мера – Требование о получении предварительного разрешения на покупку определенных технических товаров.

Российским компаниям, которые хотят закупать определенную продукцию машиностроения за рубежом, требуется разрешение российской комиссии по импортозамещению. Это разрешение, по-видимому, выдается на произвольной основе и не требуется для приобретения отечественной машиностроительной продукции.

ЕС оспаривает эту меру как таковую, отмечается в документе.

Третья мера – Минимальная доля закупок товаров российского происхождения.

Минимальная доля составляет от 1% до 90% закупок в зависимости от конкретных продуктов, и для многих продуктов эти проценты увеличатся в 2022 году и в течение 2023 и последующих лет, причем 2021 год будет базовым годом. В настоящее время Российская Федерация применяет эти квоты примерно на 250 продуктов.

Европейский союз оспаривает эту меру как таковую, отмечается в документе.

Третейская группа

В третейскую группу ВТО обычно входят от трех до пяти специалистов, которые не являются представителями государств и не имеют гражданства заинтересованных сторон торгового спора. Страна-истец и страна-ответчик представляют группе свои аргументы.

По истечении шести месяцев после создания группа направляет в Орган по разрешению споров ВТО свой проект решения. Если участники спора не удовлетворены решением ОРС, то они могут подать апелляцию. В совокупности дело в рамках спора рассматривается не меньше года, а в случае подачи апелляции – не меньше года и трех месяцев. В ходе всего рассмотрения ответчик и истец могут продолжать консультации и пытаться урегулировать спор самостоятельно.

Проигравшая сторона обязана привести свое законодательство в соответствие с решением ОРС.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...