Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации?

Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации?

Необходимо ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях учреждения с НМЦК более 1 млн руб. в соответствии с поз. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571? Какие виды работ и услуг по техобслуживанию зданий и сооружений входят в этот пункт?

Ответ

По нашему мнению, при закупке услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях учреждения с НМЦК более 1 млн руб. в соответствии с поз. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571) в извещении о закупке должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, потому что такие услуги относятся к поддержанию систем инженерно-технического обеспечения задания в исправности и надлежащем техническом состоянии.

Между тем относительно того, какие именно виды работ и услуг перечислены в указанном в вашем вопросе п. 14 приложения к ПП РФ № 2571, официальные разъяснения отсутствуют.

Чтобы понять, распространяются ли на закупаемые работы и услуги дополнительные требования, предусмотренные поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571, необходимо обратиться к положениям ГрК РФ и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон № 384-ФЗ), НПА.

В силу п. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техобслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений проводят, чтобы обеспечить их надлежащее техническое состояние, под которым понимают поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями техрегламентов и проектной документации.

Согласно п. 3.11 ч. 3 Свода правил СП 255.1325800.2016 «Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» текущее обслуживание – это поддержание надлежащего технического состояния зданий (сооружений) в части параметров устойчивости, надежности, а также исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями техрегламентов, проектной документации.

Согласно п. 20, 21 ч. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ:

  • сеть инженерно-технического обеспечения — это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
  • система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

Таким образом, при разрешении вопроса о необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки в первую очередь нужно определить характер и фактическое содержание закупаемых работ, услуг.

Пример

Закупались работы по техобслуживанию автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре и эвакуации людей и автоматических установок водяного пожаротушения внутреннего противопожарного водопровода. Один из участников закупки обратился в УФАС с жалобой на то, что заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ по техобслуживанию зданий. По мнению участника закупки, для этого не было правовых оснований, т. к. основным объектом закупки является техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации.

Однако антимонопольный орган признал жалобу необоснованной. В силу ч. 8 ст.55.24 ГрК РФ техобслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений проводятся для обеспечения их надлежащего технического состояния, под которым понимают поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. В рамках закупки согласно документации необходим комплекс работ, в которые в т. ч. входит техобслуживание и ремонт запорной арматуры внутреннего противопожарного водопровода. Таким образом, заказчику требуется услуги по техобслуживанию зданий. С учетом функциональной связи необходимых к оказанию услуг заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки[1].

Пример

Был объявлен электронный аукцион на услуги по техобслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы автоматического газового пожаротушения, системы автоматического спринклерного пожаротушения, системы экстренной связи, системы дымоудаления. По мнению одного из участников закупки, заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам. Однако заказчик возразил, что автоматическая пожарная сигнализация не является инженерно-технической системой здания или сооружения, вследствие чего выполнение работ, связанных с ее обслуживанием, не относится к работам по техобслуживанию или ремонту зданий (сооружений).

Правовая оценка УФАС: закупаемые услуги не относятся к техническому обслуживанию непосредственно зданий и сооружений. Следовательно, у заказчика не было обязанности устанавливать в извещении о закупке дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571[2].

Как видно, практика контролирующих органов по установлению/неустановлению дополнительных требованию в соответствии с ПП РФ № 2571 противоречива. В связи с этим при разрешении подобных вопросов рекомендуем учитывать мнение вашего территориального контролирующего органа.

  1. Решение Московского УФАС России от 28.02.2022 по делу № 077/06/106-3084/2022 (изв. № 0373200053622000022). См. также решение Московского УФАС России от 04.03.2022 по делу № 077/06/106-3408/2022 (изв.№ 0373200035222000036), решение Московского УФАС России от 02.08.2022 по делу №077/06/106-11477/2022 (изв.№ 0373200589322000034).
  2. Решение Новосибирского УФАС России от 13.07.2022 по делу № 054/06/31-1221/2022 (изв. № 0851200000622004166).
Автор статьи: 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...