223-ФЗ: ВС РФ нашел ограничение конкуренции в положениях АО «ДГК» и Группы РусГидро

223-ФЗ: ВС РФ нашел ограничение конкуренции в положениях АО «ДГК» и Группы РусГидро

Примененный заказчиком и организатором торгов подход к формированию условий проведения закупки, в том числе порядок определения цены: на первом этапе – исходя из общего объема поставки угля одним лотом для всех электростанций заказчика и усредненной цены за единицу товара; на втором этапе – с разделением на несколько лотов, каждый из которых представляет самостоятельную поставку угля с индивидуализированными физико-химическими свойствами для нужд отдельной электростанции, и с указанием начальной (минимальной) цены за каждый лот с возможностью ее превышения – по сути, свидетельствует об искусственном укрупнении объекта закупки на первом этапе, что само по себе является способом ограничения участия в конкурентной процедуре с целью допуска к ней только крупных хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке либо субъектов, которым заведомо известно о последующем дроблении объекта закупки на втором этапе.

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на действия АО «РусГидро Снабжение» и АО «ДГК» при организации и проведении открытого двухэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на поставку бурого и каменного угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК» (извещение № 31806588223) в связи с признанием победителями конкурса участников, подавших заявки с превышением начальной (максимальной) цены контракта, и заключением с ними договоров.

Приказом Хабаровского УФАС России на основании жалобы возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением антимонопольного органа от 21.05.2020 по указанному делу АО «ДГК» и АО «РусГидро Снабжение» признаны нарушившими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем создания АО «Русский уголь», АО «Ургалуголь» преимущественных условий участия в конкурсе.

На основании решения вынесены предписания от 21.05.2020, на АО «ДГК» возложена обязанность внести изменения в положение о закупке. АО «РусГидро Снабжение» предписано совершить действия по внесению аналогичных изменений в Единое Положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро; обществам указано провести кадровую работу в целях недопущения превышения начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупочных процедур.

Разрешая дело, суды изучили содержание Положения о закупке продукции для нужд АО «ДГК», утвержденного Советом директоров АО «ДГК», извещение и документацию о закупке по первому и второму этапам конкурса, протоколы, составленные в ходе проведения конкурсных процедур, материалы антимонопольного дела и установленные по нему обстоятельства. Оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь статьями 2–4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьями 4, 17 Закона о защите конкуренции, суды пришли к выводу о наличии в действиях заказчика и организатора торгов вмененного нарушения.

Суды учли, что конкурсная документация по первому и второму этапам конкурса содержала неполную, противоречивую информацию, которая не давала возможным претендентам на участие в конкурсе однозначного представления относительно условий заключения контракта в части цены. Такие условия окончательно сформировались ко второму этапу конкурса, по которому конкурсная документация в разделе 4 «Основные сведения о закупке» содержала прямое указание о возможности подачи заявок с превышением начальной максимальной цены. В результате этого участники, допущенные ко второму этапу конкурса, получили преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки бурого и каменного угля, которые после наступления определенности в условиях конкурса также могли изъявить желание участвовать в нем, но были лишены такой возможности.

Требования, изложенные в предписаниях антимонопольного органа, признаны судами обоснованными и исполнимыми.

В конкурсной документации указано на возможность подачи заявок с превышением начальной (максимальной) цены контракта и что такие заявки не будут отклоняться, однако дальнейшая судьба таких заявок и правовые последствия превышения ценового предложения не урегулированы, что создает дополнительную неясность для возможных участников конкурса и непосредственно влияет на их заинтересованность в подаче заявок.

Требование антимонопольного органа внести изменения в положения о закупках, которыми руководствуются АО «РусГидро Снабжение» и АО «ДГК», в части уточнения случаев, когда по результатам закупочной процедуры контракт может быть заключен с ценой, превышающей начальную (максимальную) цену, призвано устранить данную неясность и создать более прозрачные условия для участников закупок.

Примененный заказчиком и организатором торгов подход к формированию условий проведения закупки, в том числе порядок определения цены: на первом этапе – исходя из общего объема поставки угля одним лотом для всех электростанций АО «ДГК» и усредненной цены за единицу товара; на втором этапе – с разделением на несколько лотов, каждый из которых представляет самостоятельную поставку угля с индивидуализированными физико-химическими свойствами для нужд отдельной электростанции, и с указанием начальной (минимальной) цены за каждый лот с возможностью ее превышения – по сути, свидетельствует об искусственном укрупнении объекта закупки на первом этапе, что само по себе является способом ограничения участия в конкурентной процедуре с целью допуска к ней только крупных хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке либо субъектов, которым заведомо известно о последующем дроблении объекта закупки на втором этапе.

Документ: Определение ВС РФ от 04 августа 2021 года №303-ЭС21-4726 по делу №А73-10579/2020

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...